Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

10 августа 1913 года в Харбине состоялся финиш первой русской кругосветки на велосипеде


Журнальная заметка о путешествии Панкратова
Архив журнала «Огонек»


108 лет назад, 28 июля (10 августа) 1913 года, завершилось первое кругосветное путешествию на велосипеде, которое совершил русский спортсмен, военный лётчик и герой Первой мировой войны Онисим Панкратов.

Путешествие началось в июле 1911 года в китайском Харбине, где Панкратов тогда жил и состоял в местном обществе спортсменов. А уже в декабре 1911 года путешественник добрался до Петербурга.

Из северной столицы через Восточную Пруссию, Швейцарию, Италию, Турцию, Грецию и снова Турцию и Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Францию Онисим добрался до берегов пролива Па-де-Кале.

Далее на пароме велосипедист переехал в Англию, а оттуда на пароходе в Северную Америку и снова морем — в Японию, откуда уже было недалеко до Китая, откуда и стартовал велопробег.

Пожарный-велосипедист

Исколесить на велосипеде всю Европу и получить в награду бриллиантовую пальмовую ветвь — такой идеей загорелся Онисим Панкратов, прочитав в газете объявление международной федерации велоспорта. Мальчик появился на свет 9 февраля 1888 года в Казани, происходил из крестьян Пензенской губернии. Родитель хотел вырастить из сына чемпиона, развить у ребенка выносливость, силу воли и смелость — и, когда семья перебралась в Харбин, отдал его на французскую борьбу. Говорят даже, что кумиром Панкратова-старшего был известный российский борец и цирковой артист Иван Поддубный, который ежедневно тягал гири и гантели, активно бегал и занимался гимнастикой.

Переехав на новое место, 20-летний Онисим подался в пожарные, а все свободное от работы время проводил на тренировках в местном обществе спортсменов — занимался футболом, стрельбой, плаванием и фехтованием. Службу он нес добросовестно и дисциплинированно и уже спустя год был удостоен золотого жетона за три сотни дежурств, медали «За усердие» и звания брандмейстера Добровольного пожарного общества. Постепенно юноша выбрал близкое душе занятие и увлекся велосипедами — к концу сезона 1910 года он стал одним из лучших гонщиков на велотреке, чемпионом-рекордсменом и носителем почетного нарукавного знака. По всей видимости, именно тогда у спортсмена появилась идея обогнуть мир на двух колесах.

Транспорт стоил денег — и Панкратову, чтобы обзавестись собственным надежным железным конем для кругосветки, пришлось долгое время копить.


Рекламный постер производителя велосипедов Гритцнера (кстати, российского!)


Параллельно он тщательно разрабатывал план и маршрут будущей поездки. Выезд был запланирован на лето 1911 года, когда велосипед легкодорожного типа был уже куплен и готов к дальней дороге, а остальные приготовления окончательно завершены. Вместе с Онисимом из Харбина 10 июля стартовали двое, а по другим сведениям, трое местных гонщиков — некие Сорокин, Воронинов и Цейберг. Впереди их ждали тысячи километров сибирского бездорожья, тайга и дикие звери.

Галопом по Европам

Проехать вместе тройке на велосипедах суждено было недолго: Панкратов постоянно ехал с опережением, оставляя компаньонов позади на расстоянии нескольких десятков километров. Из-за этого между путешественниками периодически случались ссоры, вдобавок заметно замедлялась общая скорость движения. Через сотню километров пути один из велосипедистов не выдержал и сошел с дистанции, его примеру спустя какое-то время последовал и второй. В районе Читы Онисим остался на маршруте без попутчиков и в одиночестве преодолевал оставшийся небезопасный путь, каждый этап которого был отмечен в специальном журнале штампами волостных старост — гонщик заранее позаботился о документальном доказательстве проделанного путешествия.

Лили беспрерывные дожди, тело облепляла мошкара и комары, а дороги, и без того расхлябанные, размывало водой. Чтобы хоть как-то облегчить задачу, спортсмен выезжал на железнодорожные пути, но только по ночам — скрывался от прогонявших его путевых обходчиков. Давала о себе знать и лесная живность, а вдобавок — жители глухих деревень, которые бросались на велосипедиста с камнями и иногда с науськанными собаками: «то лошадей вспугнул, то наехал на курицу, то просто так». В районе Камска путешественника едва не подстрелили из револьвера, а под Красноярском и вовсе атаковали грабители — однако, увидев, что у него с собой лишь пара целковых, они его отпустили. Панкратова даже было подозревали в шпионаже, но все подозрения были сняты после просмотра путевого журнала с чередой двуглаво-орлиных штампов.

До Петербурга путешественник добрался к ноябрю — и без единой монеты в кармане. Свои финансовые проблемы он смог решить благодаря преданным любителям велоспорта: они следили за его передвижениями по газетам и отыскали средства на оставшийся путь. Дальше Панкратов двинулся на запад по круговому маршруту, схожему по форме с «восьмеркой»: через Кенигсберг и Берлин он перебрался в Швейцарию, Северную Италию, потом пересек Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию, снова Турцию, затем Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и опять Францию, после чего наконец в январе 1913-го достиг Англии. Что только ни происходило с велосипедистом за это время: его избили турецкие жандармы, а потом буквально вытаскивал из кандалов российский консул, он тяжело болел малярией, попал в аварию с мотоциклистом и месяц провел на больничной койке.

Передвижения россиянина щедро освещались в зарубежных газетах — славе и заработку гонщика способствовали соотечественники-эмигранты, помогавшие публиковать его путевые заметки, а заодно, по старой памяти, Онисим участвовал в соревнованиях по велоспорту и борьбе
Исколесив Европу, Панкратов двинулся в сторону Нового Света: Атлантику он пересек на пароходе, из Нью-Йорка через Чикаго доехал на двухколесном коне до Сан-Франциско, а затем, зайдя на Гавайи, пересек Тихий океан, Японию, Корею, Желтое море и Китай. За проделанные 50 тысяч километров спортсмен переменил 750 спиц, 52 покрышки и 36 камер, девять цепей, восемь педалей, четыре седла, два руля, а также череду фонарей, звонков и других мелких запчастей. Кругосветное путешествие завершилось спустя почти два года, или 748 дней: 28 июля 1913 года Панкратова с оркестром, лавровым венком, медалью и бриллиантовой звездой с почетной лентой встретили в Харбине.

По материалам:
Парламентская газета
Лента.ру



Кнопка
или



Tags: РКМП, Россия, история, копипаста, спорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal