25 сентября (13 сентября по ст.ст.) 1838 г. гуляющие на набережной Невы были крайне удивлены необычной шлюпкой.
В ней сидело 12 человек, но никто из них не греб веслами. Не было трубы, и не слышно было стука двигателя, уже знакомого по входившим тогда в моду пароходам. Поэтому совсем было непонятно, какая сила вращает гребные колеса, с помощью которых судно двигалось вверх по реке.
Во время испытания шлюпки на ее борту находились русские академики — физик Э.X. Ленц, математик М.В, Остроградский, знаменитый мореплаватель вице-адмирал И.Ф. Крузенштерн. Здесь же присутствовал и профессор Б.С. Якоби - создатель первого электрического двигателя для практической работы, виновник торжества.
Длина электрохода, а это был бот — морская 10–весельная шлюпка, составляла около 8 м, ширина 2.3 м. Судно могло принять на борт 14 пассажиров. Мощность каждого двигателя, входящего в сборную конструкцию двигателя, колебалась в пределах 117.5 — 470 Вт. В качестве движителя использовали гребные колеса. Источник энергии - 320 установленных вдоль бортов медно-цинковых гальванических элементов.
На первых испытаниях лодка плавала по Неве вверх и вниз, покрыв за семь часов расстояние в 14 км и показав, таким образом, среднюю скорость 2 км/ч.
Испытания прошли весьма удачно, и сенсационная новость о первом практическом применении электродвигателя разлетелась по всему миру. Этой небольшой шлюпке суждено было стать родоначальницей современных гигантских электроходов, пересекающих огромные морские пространства.
В 1840 году Б.С. Якоби положил начало электротехническому образованию в России, создав в Кронштадте учебную команду лейб-гвардии саперного батальона, изучавшую употребление гальванизма в военном деле. За "усовершенствования по гальванической части" ему была пожалована пожизненная пенсия.
Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_277076
или
Journal information