Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

Как Сталин выезжал на фронт




…Сталин был типичным кабинетным начальником. Причем не только во время Великой Отечественной. Когда утвердился во власти, то практически поездок на заводы, в сельскохозяйственные районы, на стройки не делал.

А в качестве Верховного главнокомандующего на фронте был?
Уже слышу хор сталинистов: был, был и не раз! В книге «Сталин. Личная жизнь» (Москва, «Алгоритм», 2012) его охранник А.Рыбин уверяет: фронтовых поездок Сталина было несколько, начиная с июля 1941 года. Об этих поездках он рассказывает с восторгом. В его изложении верховный бывал чуть ли не на передовой.

Вот он в октябре 1941 года на Западном фронте в 49-й армии генерала Захаркина. «А вокруг раскаленные осколки падают и шипят в мокрой траве, как змеи. Верховный стал с интересом их рассматривать, а потом со смешком заметил: «Шипят, как фашистское отродье». Начальник охраны Власик стал уговаривать Сталина уйти в укрытие, а тот отвечает с иронией: «Не беспокойтесь, наша пуля мимо нас не пролетит».

Во каким товарищ Сталин был бесстрашным!


В ноябре 1941-го, как утверждает Рыбин, он побывал в 16-й армии Рокоссовского на огневой позиции батареи «катюш».

«Было много снега, и «паккард» Сталина сел на брюхо. «Катюши» после пуска тут же ушли, а про Сталина все забыли. Начался фашистский артобстрел, потом налетела авиация.

Сталин пересел в «эмку», но и она вскоре застряла. Все ее пассажиры, в том числе и сам Сталин, стали толкать машину, но уйти от немцев с такой скоростью было невозможно, а до шоссе оставалось четыре километра. И тут на проселке показались три танка Т-34. Это был танковый взвод Дмитрия Лавриненко. Лавриненко подцепил «эмку» на буксир, а танк старшего сержанта Капотова поехал дальше в поле за застрявшим «паккардом», с которым остался один шофер Кривченков. Экономя американский бензин, он выключил двигатель и уже стал замерзать.

В этот момент к месту, откуда били «катюши», подошел дивизион немецкой кавалерии из состава 1-й кавалерийской бригады СС — танки и мотоциклы немцы из-за глубокого снега использовать не могли, и потому им по старинке пришлось использовать кавалерию, которой у немцев было не так-то много. Однако связываться с русскими танками эсэсовцы не решились и наблюдали за эвакуацией легковушек издали. Знали бы фрицы, кого они упустили!
»

Ну чем не приключенческий сюжет! А для правдоподобия — фамилии и подробности. Но, читая этот детектив, доверием к нему не проникаешься, наоборот — одни нестыковки.

В сталинском сопровождении оказалась малопроходимая «эмка»… Это что, при организации поездки совершенно не учли, что проселочные российские дороги снежной зимой несколько отличаются от асфальтовых? «Про Сталина все забыли», бросив его, несчастного, в застрявшем «паккарде», а тут и артобстрел, и налет вражеской авиации, и внезапное появление дивизиона немецкой кавалерии СС. Да случись такое, и все сталинское сопровождение, в том числе и охранника Рыбина, давно бы расстреляли. Настигла бы кара и командование 16-й армии, вплоть до Рокоссовского: не обеспечили безопасность товарища Сталина!

Что и говорить, эта приключенческая байка уж очень топорно состряпана. Если бы Верховный ездил по фронтам, как в описаниях Рыбина, то на сей счет были бы свидетельства многих военачальников, наверняка не промолчал бы и маршал Рокоссовский в своих мемуарах «Солдатский долг» о приезде Сталина в его 16-ю армию.

Пальма первенства в создании мифов о поездках Верховного по фронтам принадлежит ему самому. Из письма Ф.Рузвельту 8 августа 1943 г.:

«Только теперь, по возвращении с фронта, я могу ответить Вам на Ваше последнее послание от 16 июля. Не сомневаюсь, что Вы учитываете наше военное положение и поймете происшедшую задержку с ответом… Приходится чаще бывать на различных участках фронта и подчинять интересам фронта все остальное».

Из письма У.Черчиллю 9 августа 1943 г.:

«Я только что вернулся с фронта и успел уже познакомиться с посланием Британского Правительства от 7 августа… Хотя мы имеем в последнее время на фронте некоторые успехи, от советских войск и советского командования требуется именно теперь исключительное напряжение сил и особая бдительность в отношении к вероятным новым действиям противника. В связи с этим мне приходится чаще, чем обыкновенно, выезжать в войска на те или иные участки нашего фронта».

Про свои «частые поездки на фронт» Сталин лгал. Его ложь, как и байки Рыбина, опровергают свидетельства военачальников, работавших с ним в годы войны в непосредственном контакте. Маршал А.М.Василевский и генерал армии С.М.Штеменко в своих воспоминаниях зафиксировали только одну такую поездку Сталина. Никаких подробностей о ней не сообщают. И, думается, отнюдь не случайно.

Сейчас уже досконально известно: во «фронтовой» поездке Сталин был с 3 по 5 августа 1943 г. Почему слово «фронтовой» взято в кавычки, станет понятным несколько ниже.

Летать самолетом он боялся. Предпочитал поезд и автомобиль. Так было и в тот раз: спецпоездом с многочисленной охраной и обслугой — до Гжатска. Оттуда на автомобиле, опять же с солидным сопровождением — в Юхнов. Пробыв в нем около суток, направился к Ржеву, освобожденному еще 5 марта 1943 года. Неподалеку от разрушенного города, в лесной деревушке Хорошево, в одном из нескольких сохранившихся домов был спешно оборудован его командный пункт, а точнее, временное пристанище с обеспечением телефонной связью. Как и в Юхнове, линия фронта от этого места была на расстоянии в несколько десятков километров.

По свидетельству тогдашнего замнаркома внутренних дел И.А.Серова, который сопровождал Сталина в этой поездке, Верховный говорил по телефону с командующими войсками Калининского и Западного фронтов генералами А.И.Еременко и С.Д.Соколовским. Еременко он минут десять ругал, не стесняясь матерных слов, за то, что Смоленск все еще не взят. Потом вызвал Еременко в Хорошево. Вызвал туда и Н.А.Булганина, члена военного совета Западного фронта.

В своей книге «На службе военной» (Москва, Воениздат, 1963 г.) маршал артиллерии Н.Н.Воронов, тогда представитель Ставки, свидетельствует:«3 августа, ни с того, ни с сего, нас вызвали в Юхнов. От фронта это было уже далековато, и ехать нам пришлось порядочное время.

Наконец добрались до красивой рощи, где среди деревьев приютились деревянные постройки. Нас встретил генерал и повел к небольшому домику. Вошли в комнату — и увидели Сталина.

Сталин прежде всего поинтересовался, далеко ли отсюда командный пункт фронта. Затем приказал познакомить с обстановкой.

Мы развернули карты и стали докладывать о противнике, о своих войсках. Соколовский стал было излагать замысел и задачи предстоящей наступательной операции, но Сталин его перебил:

— Деталями заниматься не будем. Западному фронту нужно к весне 1944 года подойти к Смоленску, основательно подготовиться, накопить силы и взять город.

Эта фраза была повторена дважды.

По существу на этом разговор был закончен. Мы тронулись в обратный путь.

Многих удивлял этот секретный выезд Верховного в Юхнов. Зачем надо было ехать столько километров по дороге, развороченной танками и тракторами, местами ставшей непроезжей, и остановиться в городке, далеко отстоявшем от фронта? Видеть он отсюда ничего не мог… Связаться отсюда с фронтами было куда сложнее, чем из Москвы. Странная, ненужная поездка
».

Недоумение маршала Воронова вполне обосновано. Действительно, зачем понадобилась Сталину эта поездка? Информацию, поступившую к нему от вызванных генералов, мог бы с таким же успехом получить в Москве, не отрывая их от командных пунктов и не гоняя туда-сюда за сотню с лишним километров по разбитым дорогам.

В той поездке проявилось еще одно личностное качество Сталина. Об этом — у А.И. Микояна в его воспоминаниях «Сталин, каким я его знал» (Москва, «Алгоритм», 2015).

«Сталин был не очень-то храброго десятка. Ведь это невозможное дело: Верховный главнокомандующий ни разу не выезжал на фронт! Впрочем, один раз поехал… Хотел, видно, чтобы по армии пошел слух о том, что Сталин выезжал на фронт. Однако не доехал до фронта…

… Захотел по большой нужде (может, тоже от страха? Не знаю), и спросил, не может ли быть заминирована местность в кустах возле дороги? Конечно, никто не хотел давать такой гарантии. Тогда Верховный главнокомандующий на глазах у всех спустил брюки и сделал свое дело прямо на асфальте. На этом знакомство с фронтом было завершено
».

Всего лишь штрих. Но как он характеризует личность! Эта поездка понадобилась Сталину в пропагандистских целях. Верховный побывал на фронте. Звучит! Тем более, накануне встречи в Тегеране с Ф.Рузвельтом и У.Черчиллем. «Был на фронте». Это должно войти в историю.

И вошло. Как еще один миф о «великом полководце всех времен и народов».

Михаил Нордштейн

Источник: https://www.sn-plus.com/2018/12/12/kak-stalin-vyezzhal-na-front/


Кнопка
или



Tags: Сталин, война, история, коммунисты, копипаста
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal