
Спуск на воду российского броненосца
Даже в современной России часто можно прочитать про "гнилое самодержавие" и "лапотную Россию". А уж в СССР вся мощнейшая госмашина пропаганды работала на создание негативного образа Российской Империи, которая только и делала, что проигрывала одну войну за другой. Непонятно только, как эти "бездарные цари" смогли создать самое большое по территории государство в мире? Ну и один из самых популярных сегодняшних мифов - что вся тяжелая индустрия возникла при любимом Сталине. Что ж, поговорим сегодня о военном кораблестроении РИ.
К началу ХХ века у России сложилось два главных центра судостроения: на Балтике и на Черном море; зарождалась эта отрасль и на Дальнем Востоке. Старейшие Адмиралтейские верфи Северной столицы, основанные еще Петром I, в начале ХХ века были ключевым судостроительным предприятием на Балтийском море, со стапелей которого сходили лучшие корабли I ранга для Российского флота. Как единое предприятие «Адмиралтейские верфи» были образованы в 1908 году в ходе реформы административно-хозяйственного управления петербургских верфей Галерного острова и т.н. нового Адмиралтейства, когда два соседних предприятия были объединены в одно. В 1908 году была начата модернизация завода, в ходе которой предусматривалось строительство закрытого достроечного бассейна, 30-тонного крана для загрузки оборудования, новых судостроительных и литейных мастерских, а также электростанции. Именно здесь были спущены на воду знаменитый крейсер «Аврора» и два из четырёх самых крупных линейных кораблей отечественного судостроения: «Полтава» и «Гангут». Сегодня АО «Адмиралтейские верфи» – специализируется на строительстве неатомных подводных лодок типа 636 и 677, глубоководных аппаратов и наукоемких высокотехнологичных судов военного и гражданского назначения.
Балтийский завод, еще один заслуженный судостроительный гигант Санкт-Петербурга, в 1906 году расширился «Отделом подводного плавания» или «Отделом подплава», где строились первые отечественные подводные лодки. В этом отделе имелось своё конструкторское бюро и свои мастерские. Большая часть подводных лодок Российской империи были построены именно здесь. В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские линкоры. Сегодня АО "Балтийский завод" строит атомные ледоколы и другие суда.
Одно из старейших промышленных предприятий России и по совместительству один из главных промышленных гигантов Империи рубежа XIX–XX столетий — Путиловский завод — к 90-м годам XIX века освоил производство широкой номенклатуры продукции: от станков, промышленных, строительных и сельскохозяйственных машин, до паровозов и военных судов. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1911 году Путиловским заводом был спущен на воду самый быстроходный корабль своего времени — эскадренный миноносец «Новик», который считался лучшим в своём классе и стал законодателем мод в кораблестроении на долгие годы. «Новики» были столь хороши, что стояли на вооружении советского флота до середины 1950-х годов. С 1934 года сам Путиловский завод носит название «Кировский», а судостроительное отделение с 1948 по 1988 год именуется как «Завод им. Жданова». Сегодня это «Северная Верфь», которая, не изменяя традициям, заложенным в дореволюционной России, строит самые современные корабли для российского ВМФ: корветы проекта 20380 и фрегаты проекта 22350.
Легендарный "Новик" (максимальная скорость достигала 37 узлов)

Знаменитые Николаевские верфи, известные в советское время как «Судостроительный завод имени 61 коммунара», были ведущим центром судостроения на Черном море. Первые верфи Николаева появились еще в далёком 1788 году. В 1911 году Николаевское адмиралтейство было сдано в аренду «Русскому судостроительному акционерному обществу» для постройки на его базе современной верфи. В 1911–1914 годах для выполнения новых судостроительных программ на верфи строятся два стапеля с эллингами, сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Завод получает новое название — «Руссуд» (от «Русское судостроительное общество»), а рядом возникают мастерские заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), что послужило началом деятельности крупнейшего центра судостроения на Чёрном море. Именно здесь 13 сентября 1900 года будет спущен на воду знаменитый революционный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», а 1 ноября 1913 года будущий «колчаковский» флагман Черноморского флота — линкор «Императрица Мария». В советское время здесь же будет построен уже нынешний флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва».
В 1886 году было основано одно из крупнейших ныне судоремонтных предприятий Украины — Азовский судоремонтный завод в Мариуполе. Через год возникает первая крупная верфь на Тихом Океане — «Дальзавод» во Владивостоке, где в 1891 году при непосредственном участии будущего императора Николая II будет заложен первый на русском Дальнем Востоке сухой док для кораблей океанского класса. Сегодня «Дальзавод» — главная ремонтная база Тихоокеанского флота России. В один год с «Дальзаводом» открылась новая верфь и в Астрахани. Сегодня это Судостроительный завод им. Октябрьской революции.
В 1894 году на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге заработал первый в России исследовательский центр с опытовым бассейном Морского ведомства. В нем создавались модели перспективных судов, проходили испытания, определялись заданные характеристики. С 3 января 1900 года заведующим бассейном был Алексей Николаевич Крылов. Именно Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения с бассейном, испытательной и физико-химической лабораторией для исследования судостроительных материалов, механической и электротехнической лабораториями. Первым кораблём, разработанным на базе испытаний в опытовом бассейне, стал эскадренный броненосец «Ослябя». В помещениях этого бассейна начались проектирования и испытания моделей первых российских подводных лодок типа «Дельфин», здесь же проводились испытания модели первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». Сегодня ФГУП «Крыловский государственный научный центр имени Алексея Николаевича Крылова» — это целый научно-исследовательский институт, занимающийся исследованиями и разработкой в области морского и речного судостроения, гидродинамики, гидроакустики, физических полей, разработки платформ для добычи нефти и газа. Основанный еще в конце XIX века, «ЦНИИ имени академика Крылова» — это ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли как Советского Союза, так и современной России.
В 1895 году заработали судоремонтные мастерские, которые позже вырастут в Зеленодольский судостроительный завод. Сегодня это крупное предприятие производит малые ракетные корабли проекта 21631. В том же году «чугунолитейный и механический завод Вадона» в Херсоне расширился судостроительным отделом, положив начало довольно успешной деятельности «верфи Вадона», где строились эсминцы и вспомогательные корабли для Черноморского флота. В следующем году новую жизнь обрела Охтинская верфь, некогда крупное судостроительное предприятие России первой половины XIX века, пришедшее в упадок, но вовремя сданное в аренду акционерному обществу «Крейтон и Ко», на котором до 1912 года будет построено 4 подводные лодки типа «Кайман» и 12 эскадренных миноносцев. В том же 1896 году основан Киевский судоремонтный завод. Годом позже в Николаеве основан еще одна крупная верфь — Черноморский судостроительный завод, который тогда назывался «Наваль». 12 августа 1912 года со стапелей «Наваля» сошел на воду первый в мире подводный минный заградитель «Краб».
В 1907 году в Рыбинске построен судостроительный завод «Верфь братьев Нобель», который здравствует и процветает по сей день. Про Нобелей вообще нужно сказать отдельно. Дело в том, что один из старейших машиностроительных заводов в мире также был построен в лапотной России немытым крестьянином Людвигом Нобелем еще в 1862 году. В конце XIX века на этом предприятии происходят интересные вещи. В 1889 году Нобель покупает лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Внеся конструктивные изменения, он разработал новый двигатель, который теперь работал не на керосине, а на сырой нефти. С 1899 года развернулось массовое производство таких двигателей, который в Европе получили название… «русский дизель». В 1903-м на Сормовской верфи был построен речной нефтеналивной танкер «Вандал» с двигателями собственного производства, который таким образом стал первым в мире теплоходом и дизель-электроходом. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх трёхцилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л.с. каждый, и электрической передачи. Двигатели были нереверсионными, но благодаря электрической передаче судно могло двигаться задним ходом. Также электрическая передача обеспечивала высокую манёвренность, так как можно было плавно регулировать скорость судна.
Дизель-электроход танкер "Вандал", введен в эксплуатацию в 1903г.

А в 1908 году на заводе «Русский Дизель» в Петербурге были построены первые двигатели для отечественных подводных лодок типа «Минога», которая таким образом стала первой в мире дизельной подводной лодкой. А в 1911 году был спущен на воду также «первый в мире» пассажирский теплоход «Урал».
На Сормовской верфи, основанной еще в 1849 году, на тот момент в 48 цехах и семи конструкторских бюро трудились 20 тыс. человек, а само предприятие неустанно развивалось и расширялось. Здесь выпускались пароходы, дизельные танкеры, специальные суда для нефтепромысла. За весь дореволюционный период Сормовская верфь построила 489 кораблей и судов различных типов. В советское время и по сей день «Красное Сормово» — одна из крупнейших верфей страны, выпускавшая широкий спектр продукции: от пассажирских речных теплоходов до атомных подводных лодок.
Еще одна верфь открылась в 1907 году на реке Оке — «Навашинский судостроительный завод», сегодня — «Окская судоверфь». В 1910 году был построен судоремонтный завод в Хабаровске — ключевое предприятие для обслуживания и ремонта Амурской флотилии. В наши дни этот завод имеет номерное обозначение «179-й» и занимается в общем-то тем же, чем и более века назад. В том же году на Волге вырос Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, а годом позже еще одна волжская судоверфь — «Нижегородский Теплоход».
В 1912-м на Путиловском заводе была построена отдельная крупная судостроительная площадка, вскоре она превратится в крупнейшее предприятие отрасли в стране, и сегодня известна как «Северная Верфь». С того же 1912 года начинается история еще одного крупного судостроительного предприятия на Неве — «Средне-Невского судостроительного завода», который тогда назывался «Усть-Ижорской верфью». Наконец, годом позже на Неве возникнет еще одна верфь — «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Надо сказать, что еще одна верфь — Мюльграбенская — была заложена также в 1913 году в Риге, но свою деятельность завод начал аккурат перед Первой мировой войной. Приближение линии фронта и последовавшая за этим эвакуация не позволили реализовать здесь законтрактованную серию из девяти «Новиков», однако верфь пережила все невзгоды и сейчас это вполне успешное предприятие «Рижский судоремонтный завод».
За пару лет до Великой Войны фактически с нуля были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле (ныне — эстонский Таллин).
Первая — «верфь Ноблесснера» (по именам двух главных акционеров — Нобеля и Лесснера). Она строилась специально для производства подводных лодок типа «Барс», коих буквально за несколько лет здесь было построено 8 штук. В советское время это сначала судоремонтный, а затем судостроительный «Морской завод», который существует до сих пор. Вторая верфь называлась «Беккер и Ко», на ней строились эсминцы «Новик».
Недалеко от «верфи Беккера» располагается еще одно предприятие, тоже строившее «Новики» — это «Русско-Балтийский Судозавод». За неполные три года до своей эвакуации верфь успела дать флоту 3 эсминца и 2 крейсера: «Светлана» и «Адмирал Грейг». Примечательно, что строительство верфи началось летом 1912 года, а первые корпуса будущих крейсеров были заложены уже осенью 1913-го.
Помимо собственно самих верфей на судостроительную отрасль работало множество смежных предприятий. Судостроительную сталь поставлял крупнейший промышленный синдикат империи «Продамет» и такие предприятия, как, например, Кулебакский металлургический завод. Броня изготавливалась на крупнейшем Ижорском заводе и заводе Никополь-Мариупольского общества. Сормовский завод поставлял якорные и рулевые устройства. Котлы, турбины и энергетические установки, помимо закупок за границей, производились и на самих верфях. Так, энергетические установки для линкоров типа «Севастополь» были разработаны Балтийским заводом. На большинстве подводных лодок типа «Барс» устанавливались отечественные двигатели производства «Коломенского» завода и завода «Нобель»; лишь несколько экземпляров получили иностранные двигатели.
«Петропавловск» (в 1921—1943 назывался «Марат») линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь». В строю с 1914 года. Полное водоизмещение 26900 т. Основное вооружение: 12 (4 × 3) × 305-мм орудий.

Нельзя сказать, что всё в судостроительной отрасли Российской Империи было прекрасно, но масштаб ее развития в начале ХХ века не может не поражать. Раскручивался маховик импортозамещения, предприятия судостроительной отрасли росли как грибы после дождя, фактически с нуля появляются почти два десятка новых верфей, значительно расширяются и модернизируются уже существующие, появляется первый научно-исследовательский цент. За 5-6 лет построены и приняты на вооружение 7 линейных кораблей, а еще 5 на момент революции находились в постройке; 30 эсминцев типа «Новик» (еще 28 застали революцию на стапелях); десятки крейсеров различного класса; 24 подводные лодки типа «Барс» и еще 7 — других проектов.
Российская судостроительная промышленность при Николае II — это и проект первого в мире ледокола, первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, самые мощные линкоры по вооружению (недостроенные типа «Измаил»), первый в мире многотрубный торпедный аппарат. Морской бюджет с 1910 по 1914 годы вырос в 2,3 раза, а расходы на новое судостроение за тот же короткий период — в 10 раз! Примечательно, что ассигнования на развитие и содержание флота, ежегодно растущие на 7%, не оказывали при этом особого давления на бюджет, который также рос на 6,5% в 1912–1914 годах ежегодно соразмерно росту экономики. Таким образом, сложившаяся перед Первой мировой войной благоприятная экономическая обстановка позволяла Российской Империи создать первоклассный военно-морской флот мирового уровня, что не было реализовано по известным всем причинам.
Итак, можем констатировать: Российская Империя была столь отсталым, лапотным и примитивным государством, что в кратчайшие сроки смогла многократно расширить судостроительную отрасль. Важное дополнение — без репрессий, раскулачивания, голода и лагерей ГУЛАГа. И когда вам будут в очередной раз вешать лапшу на уши про отсталую Россию с сохой, просто вспомните, что большинство предприятий, появившихся при самодержавии, работают до сих пор.
Николай II c командой линкора "Петропавловск"

Источники:
Военное кораблестроение Российской Империи http://aftershock.news/?q=node/462845&full
Найдено у: http://historical-fact.livejournal.com/73060.html
Journal information