Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Category:

Философский пароход



31 августа 1922 в газете «Правда» было опубликовано сообщение о высылке ряда интеллектуалов за границу. Среди высланных: Н. Бердяев, С. Франк, И. Ильин, С. Трубецкой, Б. Вышеславцев, А. Кизеветтер, М. Ильин (Осоргин), П. Сорокин, Ф. Степун, А. Флоровский, С. Булгаков.
Газета «Правда» сообщала следующее:
«По постановлению Государственного политического управления, наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу... Советская власть обнаружила слишком много терпения по отношению к этим элементам, надеясь, что они поймут бессмысленность своих надежд о возвращении к прошлому. Она предоставляла им полную возможность работать для дела восстановления нашего хозяйства и для действительно научной работы. Но кадетствующие элементы не пожелали пойти по этой дороге... Среди высылаемых почти нет крупных научных имен. В большинстве это политиканствующие элементы профессуры, которые гораздо больше известны своей принадлежностью к кадетской партии, чем своими научными заслугами... Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима»
Согласно этому решению из страны было выслано более 160 ученых, писателей, инженеров — одним словом, представителей русской интеллектуальной элиты.

История «философского парохода» (значительная часть высылаемых покинула Россию морем) в советское время не то чтобы полностью замалчивалась, но пропускалась как малозначительный факт. Почему? Ведь этой операцией руководил лично товарищ Дзержинский, а ее вдохновителем был сам Владимир Ленин. Но молчали. Только в 80-е годы ХХ века, когда имена Николая Бердяева, Ивана Ильина, Николая Лосского, Владимира Зворыкина, Льва Карсавина, Михаила Осоргина, Питирима Сорокина и других стали возвращаться в наше интеллектуальное пространство о ней вспомнили.
Секрет умолчания кроется в мотивах и целях этой важной государственной операции. Хотя гражданская война и завершилась победой "красных", власть большевистской партии в России была еще далеко не прочной. Да, открытых врагов у неё почти не осталось, но авторитета у населения тоже было немного. Крестьянские восстания и Кронштадтский мятеж вынудили власть пойти на серьезные уступки в деле построения нового общества – ввести новую экономическую политику (НЭП), мировой революции — о которой непрерывно твердили с 1917 года не случилось, попытки красной армии принести "освобождение" трудящимся других стран обернулись провалом.

Нет, конечно, комиссары продолжали вещать с трибун о неизбежности краха мира капитала, по Москве ездили агитационные трамваи в виде гробов (не отсюда ли детская страшился про гроб на колесиках?), но… Но послушав комиссара, рабочий шел в непманскую лавку за едой, сравнивая которую с госмагазином мог прийти к идейно неверным выводам.

В стране, где террор несколько разжал свои объятия, стала возможной некоторая дискуссия, и критика властей со стороны интеллектуального сообщества. А русские профессора привыкли высказывать свое мнение по поводу пусть не политики, но экономики и социальных проблем. При царе-батюшке их слушали (для того и создают университеты с академиями, чтобы пользоваться советами умных людей), часто привлекали к решению государственных задач, спокойно относились к критике — не крикун какой говорит, а профессор Императорского университета, статской советник.

Новая власть критики не терпела. Главным образом потому, что отвечать было нечем. Не было в рядах ее сторонников людей такого уровня образования и такого ума. Кто мог дискутировать в вопросах экономики с Питиримом Сорокиным, который и сейчас считается одним из классиков экономической мысли ХХ века. Окончивший фельдшерскую школу Серго Орджоникидзе? Философы в этом аспекте были не менее опасны, чем экономисты — сложно спорить с Сергеем Булгаковым, который сам в юности увлекался учением Маркса и отверг его, потому что понял гораздо полнее и глубже, чем любой выпускник политкурсов.

А еще интеллектуалы старой школы занимали место, на которое очень хотелось бы посадить своих. Идейно близких, окончивших передовые курсы красной профессуры. Да вот беда, на фоне настоящих профессоров красные выглядели недоучками, и эта разница была хорошо видна.
А раз так, то от старого интеллектуального слоя надлежало избавиться, приговорив его (без всякого суда, конечно, зачем тратить время на бутафорию) к «высшей мере социальной защиты». Таких в советских законах было две – расстрел и высылка из страны. Расстреливать в 22 году не рискнули. И тем самым, спасли для мира и русской культуры много талантливых людей. Потом власть окрепла и на русскую интеллектуальную элиту обрушился кровавый меч террора. Академическое дело, Дело промпартии, дело церковников и т.д. …

А еще философский пароход был четким знаком разрыва с прежними традициями русской государственности. Со времен князя Владимира русские государи приглашали умных людей в Россию. Имена Аристотеля Фьораванти, Максима Грека, Симеона Полоцкого, Герхарда Миллера, Огюста Монферрана, Франческо Растрелли, Карла Оппермана и многих других прочно вошли в историю нашего отечества. Коммунистическая власть не только не приглашала умных со стороны, но и высылала своих – на те мол, что нам не гоже. Миру русские изгнанники пригодились, а Россия?

А Россия лишилась важной части собственного "я". В советской среде философы такого уровня почему-то не родились. А как закончились воспитанные в дореволюционной школе инженеры, началось отставание от мира и в технологиях.

Да, не оскудела талантами русская земля и в советское время, но так ли уж много у нас талантов, чтобы можно было столь щедро выбрасывать их в мир, или хуже того — сотнями уничтожать?
К 70-м годам это стало настолько наглядно, что о философском пароходе стали помалкивать. Неловко, как-то признавать, что натворили.

Промыслительно, люди покинувшие Россию, вернулись в нее своими книгами, идеями, мыслями в один из самых сложных моментов ее истории. Хватило бы нам ума понять…

Александр Музафаров
Общество "Двуглавый Орел", http://rusorel.info



Tags: вандализм, геноцид, история, коммунисты, копипаста, культура, общество, советчина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment