
На фото — архангельский порт в годы войны
Это не описание немецкого концлагеря, это тыловой Архангельск в 1942 году.
Согласно данным Т. Санакиной, «только по официальным данным, начиная с марта 1942 г. в Архангельске было зафиксировано 6655 человек, страдающих безбелковыми отёками, 591 случай пеллагры, 16 522 – цинги, 1943 – рахита, 907 – куриной слепоты. О том, какова была смертность в годы войны в Архангельске, можно узнать из книги регистрации захоронений на Исакогорском кладбище в 1942–1943 гг. Количество записей иногда доходило до 100 в день».
Смертность от голода была высокой, и особенно среди детей. При этом прямых документов, говорящих, что в Архангельске и области люди умирали от недоедания, немного. Начиная с августа 1941 года по какой-то причине перестают поступать статданные в горисполком о рождаемости-смертности по городу.
Но и те, что имеются, позволяют с уверенностью судить о том, что голод держал в своих костлявых объятиях столицу Поморья практически на протяжении всей войны.
В целом за годы войны в Архангельске резко снизилась рождаемость и резко возросла смертность. Пик пришёлся на 1942 год, когда смертность «перекрывала» рождаемость почти в 3 раза и, по некоторым данным, общее количество умерших от голода превысило 20 тысяч человек. Положительный прирост населения был достигнут лишь в самом конце войны, в 1945 году. Всего смертность за военные годы в областном центре составила примерно 38–40 тысяч человек, а точное количество умерших от голода установить крайне сложно, так как зачастую истощение не диагностировали как причину смерти.
Данные до марта 1942 года — где? Хотели бы выяснить численность умерших - надо было вскрыть захоронения - места всем известны. вместо этого на местах братских могил построили многоэтажные жилые дома.
Почему в центральной печати (страсть как любящей ужасы) до сих пор не опубликованы рвы от Обводного канала до нынешней Привокзальной площади, который всю войну использовали, как одну большую яму для безымянных захоронений. Бабия Яр в Киеве, по сравнению с этим сооружением северных уродов-коммунистов, просто детские забавы.
Но там опять же, вроде как, за поджоги домов (действие против режима оккупации) расстреливали, а здесь за что? За "прописку"?
В книге Евгения Овсянкина «Соломбальский лесопильный» можно узнать, что с 1 марта по 14 мая 1942 года на заводе было 129 смертельных случаев
Ежедневно умирало почти по два человека. По мнению Евгения Ивановича, врачи имели установку реже выдавать больничные листы – больные, приходившие в больницу, не освобождались от работы, вновь становились на свои посты и умирали. А в книге «Завод на северной Двине», посвящённой истории лесозавода № 3, авторитетный краевед специально отметил: рабочие в течение войны трудились, не зная отпусков и даже выходных. Лишь в середине 1943 года руководство треста «Северолес» специальным приказом обязало дирекцию комбината предоставлять работающим женщинам, имеющим детей до 8 лет, один гарантированный выходной день в неделю. Можно предположить, что огромные физические нагрузки, усталость, накладываясь на плохое питание и ужасные бытовые условия, быстро убивали людей.
Фашисты отнимали у наших женщин детей?
А эти уроды-менеджеры, что делали с 1941 до 1943 года?
В феврале 1942 года депутаты сумели наконец собраться и провести сессию.
На ней во весь голос заговорили о проблемах продовольственного обеспечения архангелогородцев. Вот фрагмент выступления депутата Свирелкиной, представлявшей Маймаксу: «Работа столовых в Маймаксанском районе, 2-я биржа. Чем кормят? Месяц назад начали варить мелкую рыбку. Она плохо промывается, потому что трудно отделить, с мухами, червями, вплоть до головастиков, которых в детстве ловили в застойных лужах. Этот суп ничем не заправлен, получается настоящая грязь. Даётся одна тарелка этого супа. Я от
механических мастерских. В декабре выполнили план на 72%, в январе на 60.

Дети Архангельска времён войны, снятые моряком союзников
Конечно, накорми рабочего получше… производительность труда будет гораздо выше… из-за этого и происходит снижение выполнения плана, по-моему.
…Работа магазина. Перебои с хлебом. Что же делается во время обеденного перерыва? Битва, друг друга заминают, окна вышибают, это прямо ужасно.
Привезли сахпесок в магазин, распаковали и не продают – нам говорят: “Что вы смотрите, товарищи депутаты?” Крупу из Емецкого района – лежит, не выкупается, а надо в детские учреждения. У нас, у механических мастерских, есть детский сад, 108 человек. Как выглядят эти ребятишки? Плохо выглядят, все они толкутся около кухни, потому что целый день дают одну воду. Утром чай с хлебом, 50 грамм, днём один суп, состоящий из воды и мороженой капусты, на второе ничего нет. В полдник опять чай с хлебом. Полное малокровие, истощение детей.»
Так объясните мне, чем те ужасы, которыми нас стращали (не факт, что они были) более 60 лет в "их" концлагерях страшнее этих реальных в глубоком тылу? Какой мудак до сих выйдя на трибуну может называть подобные факты образцом для подражания будущим поколениям? Идете вы на хер с такими призывами! И там-там -там...
Могу скрутить семи-этажную конструкцию, если понадобится.
Ирина Соловьёва
Journal information