? ?

Previous Entry | Next Entry



1. Образование было таким хорошим, потому что его устройство было скопировано из дореволюционной России

Распространенный миф, апеллирующий к тому, что Наркомат просвещения (будущее Министерство просвещения СССР), создавая новую советскую школу, взял все лучшее, что было в дореволюционной системе образования.

В этом утверждении есть доля правды. В большинстве случаев после революции преподавать продолжали учителя, получившие образование в царской России. Сохранились подходы и методики, по которым велось обучение. Более того, процесс наследования традиций, культуры и моральных принципов ушедшей эпохи не остановился, но активно шел на заре советской школы. Очень показателен здесь персонаж Сергея Юрского (Викниксор) в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Интеллигентный и сдержанный, он действует явно не в духе настоящего, «советского» преподавателя.

Но уже во второй половине 20-х годов начались эксперименты: советское руководство не только допускало, но и поощряло попытки внедрения новых подходов и программ. Такие радикальные поиски полностью перечеркнули все то, о чем говорилось выше. Причем идея единой системы для всех школ страны Советов полностью отрицалась. Концепция снова поменялась в самом начале 30-х годов. Желая ввести единый образовательный стандарт, правительство потребовало быстро унифицировать все школы, методики преподавания и учебные программы. Уже к концу 30-х годов, с незначительными поправками, школы стали примерно такими учебными заведениями, каковыми они оставались до недавних пор. Так полная преемственности ранняя советская школа мутировала в учебное заведение совершенно другого типа. Поэтому говорить о том, что советское школьное образование чем-то обязано школе царских времен, все-таки не очень корректно.
Интересно, что история советского университета началась с жесткого отторжения и даже отрицания всего предыдущего опыта, напоминавшего о «буржуазном прошлом». Желание оставить «буржуазные пережитки» дошло до того, что лекции как формы обучения до 1932 года не практиковались в советских высших заведениях вовсе.

2. Школьное образование было бесплатным

Слова, которые почему-то произносят многие родители или бабушки-дедушки, когда в школе снова планируется ремонт или посадка цветов. Убеждение, что советские школы никогда не имели никакого отношения к деньгам, ошибочно. Мало кто вспоминает, что с 1940 до 1956 года обучение в старшей школе (с восьмого по десятый класс), а также в техникумах и высших учебных заведениях было платным и стоило от 150 до 200 рублей в год по одним данным и до половины дохода родителей по другим.

3. В советской школе не было дискриминации

Долгое время советские теоретики с большим интересом относились к так называемой педологии — подходу, в рамках которого знания из биологии, медицины, психологии и педагогики применялись при формировании школьных программ и методик обучения. Сегодня педология поглощена другими науками и перестала существовать, но интересно, во что выливались подобные эксперименты. Самым ярким проявлением педологии стал принцип формирования состава классов в школах.

Опираясь на тесты, призванные выявлять уровень интеллекта, школьников помещали в класс с детьми соответствующего уровня. Так создавались классы «успевающих» и «отстающих». Переход из второй категории в первую был очень затруднительным и даже почти невозможным. Нередко и поступление в техникумы или вузы было продиктовано именно принадлежностью к классу с правильной характеристикой. Обсуждение подобного подхода сегодня может показаться просто неуместным, но этот факт остается в истории советской школы.

4. Труд советского учителя оценивался достойно

Как правило, споры об уровне и достаточности заработной платы обнаруживают самые яркие противоречия. И это правда: оценить, достойно ли оплачивался учительский труд, можно несколькими способами. Например, сравнив зарплату учителя со средним уровнем дохода по стране, мы увидим, что на протяжении почти всего советского периода она была ниже в среднем на 15%. Если же сравнить доходы школьного учителя и доцента университета, результат будет и вовсе неприличным. Преподаватель средней школы получал приблизительно в девять раз меньше. Тяжелее всего приходилось учителям, работавшим в сельских школах. Долгое время они вообще не получали государственной зарплаты: их оклад полностью зависел от доходов колхоза или совхоза.
Тем не менее не стоит забывать об уровне покупательной способности рубля. Например, средняя зарплата учителя младших классов в 70-е годы составляла 70 рублей, тогда как хлеб стоил в районе 23 копеек, а, например, мужской костюм — около 87 рублей.

5. Советский учитель принимал активное участие в образовании своих подопечных и в неурочное время

Распространенное мнение о повышенном неравнодушии к успеваемости своих учеников часто подкрепляется не только незнанием контекста, но и яркими образами из кино. Например, в телефильме Алексея Коренева «Большая перемена» за посещаемость и успеваемость своего 9 «А» борется герой Михаила Кононова Нестор Петрович. В фильме мотивация конкретного молодого преподавателя хорошо проговорена, но при этом создается впечатление, что точно так же поступает и любой другой советский учитель.

Конечно, хочется надеяться, что и раньше, и сегодня школьники сталкиваются с неравнодушными людьми, но несложно проследить, что такое убеждение — влияние непростого периода в истории, когда советские учителя действительно должны были ходить по домам, лишь бы их ученики не отставали. До 1943 года между школами (как и на заводах, фабриках и в колхозах) было объявлено социалистическое соревнование — рейтинг, основывавшийся на средней успеваемости школ. Ради победы в таком соревновании оценки беспощадно завышались, и уровень знаний не соответствовал результатам, значившимся в табелях. В 1943 году, когда советские войска приближались к границе, оставляя за собой уже не захваченные, но разоренные поселения, встал вопрос о том, кто будет их восстанавливать. Учитывая демографическую ситуацию, надеялись на тех, кто в тот момент должен был заканчивать старшие классы школы.

Выяснилось, что уровень знаний у них был катастрофически низким. Настолько, что ставился вопрос о невозможности обучения в техникумах или университетах. Тогда правительство приняло ряд мер для улучшения ситуации. Министр просвещения призвал бороться с практиковавшимся ранее заучиванием текстов и уделять особое внимание пониманию и умению пользоваться информацией. Министерство просвещения потребовало от каждого учителя выяснять причины плохой успеваемости и непосещения занятий. Здесь и родилось представление об учителе, проникающем в частную жизнь своего ученика. Идея, подкреплявшаяся в сознании людей большим количеством текстов, печатавшихся в периодике того времени и первых послевоенных лет. Проблема этой, на первый взгляд, неплохой идеи — в отсутствии мотивации: после отмены социалистического соревнования других стимулов для учителя, обегающего дома своих учеников, так и не придумали.

Взято здесь: https://thickpolicy.media/o-luchshej-shkole-mira/


Кнопка
или
Подписка на мой блог


Recent Posts from This Journal

promo antisovetchina7 september 27, 2020 17:17 14
Buy for 30 tokens
Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящаго Креста Господня – память Воцерковления императоров. Процитируем Минею Праздничную 1914 года издания (служба на 14/27 сентября): Стихира, глас 6: Днесь Дре́во яви́ся, днесь род евре́йский поги́бе, днесь ве́рными цари́ ве́ра явля́ется, и…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
ab_dachshund
Nov. 14th, 2019 10:09 am (UTC)
В середине 80х наша классная руководительница (блин, ну что за неуклюжий и допотопный феминитив - может "руководителка" и правда лучше подходит) реально ходила по домам и что-то пыталась "проверять", типа чтобы у ребенка был рабочий стол и "условия". Но не от заботы о учениках, просто ей приятно было нагрянуть к кому-то и пожевать уши родителям, пообещать "пожаловаться куда надо", требовать "срочно привести в соответствие быт ребенка", "уделять больше внимания", "приналечь" и прочее, будто ее деятельность реально важна. Такая протоювеналка. Впрочем, куда чаще она просто говорила что ходила по домам, но типа никого не застала - это уже чтобы ученики не чувствовали себя спокойно даже вне школы. На секунду, это был 8й класс.

А насчет дискриминации, как минимум точно существовала обратная. У нас учился мальчик по имени Вилен (В.И.Ленин, если кто не знает), и ему никто не ставил низких оценок. Он легко и беззаботно окончил школу с золотой медалью - все что от него требовалось, это хотя бы не быть хулиганом, чтобы его можно было ставить всем в пример. Так что за хорошее поведение и имя он пятерки и получал (ну не то что дело именно в имени - в каждом классе должен быть такой пример-для-всех и любимчик учителей, это школьная версия "сына маминой подруги", а именно его на эту роль выбрали в том числе из-за патриотического имени). В институте всем уже было пофиг как его зовут, плюс перестройка вовсю - и вдруг внезапно он словно отупел. То, что раньше давалось волшебно и легко - перестал вообще понимать, чувствовал себя дебилом. И, походу, не справился с этой переменой. Бросил институт в первом же семестре. Последнее что я о нем слышал - работал в гаражном автосервисе и жестко пил.

А я, к слову, был назначен школьным неудачником - настоящего хулигана у нас в классе не было, потому пришлось импровизировать на безрыбье. Так мне занижали оценки и при любом удобном случае "прорабатывали", чем прокачали мне цинизм просто до заоблачных высот.
von_hoffmann
Nov. 14th, 2019 12:02 pm (UTC)
Да какое, нахрен, "патриотическое"?! Главный русофоб в ХХ веке, эта мразь Россию ненавидела.
ab_dachshund
Nov. 14th, 2019 12:21 pm (UTC)
В 80е это считалось патриотизмом.

Тут не важно как "на самом деле" - есть мифы, которые важнее правды.
gosh100
Nov. 14th, 2019 10:09 am (UTC)
Одна из самых смешных вещей в совшколе - преподавание языков с дореволюционным их словарем.
Например на английском нас учили про завтрак-обеl-ужин как breakfast - dinner - supper.

Окзалось что носители как слышат этот наш I have a supper - подыхают со смеху.
Для них это звучит словно ты Христос и собрался с апостолами на тайную вечерю.
(Anonymous)
Nov. 18th, 2019 10:14 am (UTC)
Вот да.
dinner - оказался ужином!
drakonit
Nov. 14th, 2019 10:18 am (UTC)
Когда говорят о "самом лучшем в мире и передовом советском образовании" сразу напоминаю - но ваши самые образованные и передовые советские выпускники и свернули СССР и сами кинулись во всякие МММы и гороскопы, поверили Кашпировским и Чумакам, поверили в ведьм и целителей по объявлению в газетах, стали покупать "волшебные амулеты" и "чудодейственные приборы" и на прочую муть повелись в 90-х. Нынешнее несоветского образования поколение куда более прагматично и здраво - на это почти не ведется. Так чье образование лучше то?
barma_ley007
Nov. 15th, 2019 04:13 am (UTC)
...передовые советские выпускники и свернули СССР и сам
Святые слова!
В самом ссср была заложена изначальная деструкция. Причём эта деструкция присутствовала перманентно. Иначе, как объяснить постоянное выявление и разоблачение врагов-только за счёт этого ссср и продолжал держаться. И лишь борьба с врагами притухала, и сесер вступил в тепличную для себя фазу-всё Но отказ от явной, репрессионной борьбы сврагами мого быть инициирован только с самого верха-самыми коммунистическими коммунистами-налицо т.н, Уроборос-змей пожирающий самоё себя.
Все эти чумаки-кашпировские-джуны- чисто гэбэшные проекты по раскачиванию и без того расшатанной психики советикуса-часть термиальной стадии существования сесер.
Образование ту было безсильно.
drakonit
Nov. 15th, 2019 07:52 am (UTC)
Re: ...передовые советские выпускники и свернули СССР и с
"Савецкие" с одной стороны постоянно держали дулю в кармане официозу и властям, с другой стороны были наивны, инфантильны даже, доверчивы, падки на халяву.
rurik_l
Nov. 14th, 2019 02:21 pm (UTC)
Поборы были и еще какие. Ремонт, учебники, подарки учителям к каждому празднику, питание даже в начальных классах было платное. Всего и не упомнишь, мама ведь платила, я только деньги относила в школу.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

von_hoffmann
Россия — Родина моя!

Latest Month

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com