Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

Авиаконструктор Яковлев о сталинских репрессиях в рядах ВВС СССР


(Фото ГАФТ-75424678)


В СССР в конце 1930-ых были проведены репрессии, которые затронули некоторых высокопоставленных военных и государственных деятелей. Коснулись они и военно-воздушных сил СССР. По мнению А. Яковлева, их причиной стало выявленное во время войны в Испании отставание советской авиации от немецкой. Вот что конструктор пишет в своих воспоминаниях:

«...Когда в конце 38-го года, в ходе гражданской войны в Испании, немцы показали свои новые "Мессершмитты" и "Юнкерсы", совершенно неожиданно и со всей очевидностью выявилось наше отставание… В воздушных боях наши истребители, несмотря на хорошую маневренность, оказались хуже новых немецких, уступая им в скорости и особенно в калибре оружия и дальности стрельбы. Бомбардировщики СБ не могли летать без прикрытия истребителей, а последние уступали немецким и не могли обеспечить эффективной защиты...

После фейерверка рекордов это было неприятной, на первый взгляд даже необъяснимой, неожиданностью. Но это был реальный факт: мы явно отставали в области авиации от нашего потенциального противника, но пока еще союзника — гитлеровского фашизма. Нужны были решительные, безотлагательные меры для преодоления отставания, тем более что международная обстановка все больше накалялась...

Сталин очень болезненно переживал наши неудачи в Испании. Его неудовольствие обратилось против тех, кто совсем еще недавно ходил в героях, был осыпан вполне заслуженными почестями.

В первую очередь пострадали, как потом оказалось совершенно невинно, Герои Советского Союза Смушкевич и Рычагов, а также некоторые другие летчики — участники войны в Испании.

Арестовали и группу работников ЦАГИ во главе с начальником ЦАГИ Николаем Михайловичем Харламовым. Большинство из них незадолго до этого в составе технической комиссии, возглавлявшейся Туполевым и Харламовым, побывали во Франции и в США, где, в частности, закупили лицензию на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолета "Дуглас".
В чем только их не обвиняли!

Аресты среди работников авиапромышленности и ВВС вызвали у досужих обывателей разные слухи. Например, о том, что истребитель "Мессершмитт" — советская конструкция и разработан перед войной у нас и что вредители продали его чертежи в Германию. Это, конечно, чепуха, но она долгое время имела хождение среди московских сплетников.

Многие неудачи тогда объяснялись вредительством. Обрушилось подгнившее деревянное перекрытие цеха на одном из самолетостроительных заводов — вредительство. Крошатся поршневые кольца авиационных двигателей моторного завода — вредительство. Гибель Чкалова 15 декабря 1938 года на истребителе Поликарпова И-180 — вредительство. За это поплатились начальник ГУАП Беляйкин, директор опытного завода, где был построен самолет И-180, Усачев и заместитель Поликарпова конструктор Томашевич
».

Вот такую удручающую, но правдивую картину описывает в своих воспоминаниях Яковлев. И действительно, репрессии в конце 30-ых были, и от них страдали только невинные люди. Я, например, не могу поверить в виновность Я.Смушкевича, который, буквально заставил будущего маршала А.Голованова написать письмо Сталину, с чего потом и началась авиация дальнего действия.

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.

Взято здесь: https://vk.com/historydoc?w=wall-27569095_1419313

P.S. Любопытно, что Яковлев открыто называет нацистскую Германию "союзником СССР" аж в 1973 году. И советская цензура этот пассаж пропускает!


Кнопка
или



Tags: авиация, история, копипаста, репрессии, сталинизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments