(Фото ГАФТ-75424678)
В СССР в конце 1930-ых были проведены репрессии, которые затронули некоторых высокопоставленных военных и государственных деятелей. Коснулись они и военно-воздушных сил СССР. По мнению А. Яковлева, их причиной стало выявленное во время войны в Испании отставание советской авиации от немецкой. Вот что конструктор пишет в своих воспоминаниях:
«...Когда в конце 38-го года, в ходе гражданской войны в Испании, немцы показали свои новые "Мессершмитты" и "Юнкерсы", совершенно неожиданно и со всей очевидностью выявилось наше отставание… В воздушных боях наши истребители, несмотря на хорошую маневренность, оказались хуже новых немецких, уступая им в скорости и особенно в калибре оружия и дальности стрельбы. Бомбардировщики СБ не могли летать без прикрытия истребителей, а последние уступали немецким и не могли обеспечить эффективной защиты...
После фейерверка рекордов это было неприятной, на первый взгляд даже необъяснимой, неожиданностью. Но это был реальный факт: мы явно отставали в области авиации от нашего потенциального противника, но пока еще союзника — гитлеровского фашизма. Нужны были решительные, безотлагательные меры для преодоления отставания, тем более что международная обстановка все больше накалялась...
Сталин очень болезненно переживал наши неудачи в Испании. Его неудовольствие обратилось против тех, кто совсем еще недавно ходил в героях, был осыпан вполне заслуженными почестями.
В первую очередь пострадали, как потом оказалось совершенно невинно, Герои Советского Союза Смушкевич и Рычагов, а также некоторые другие летчики — участники войны в Испании.
Арестовали и группу работников ЦАГИ во главе с начальником ЦАГИ Николаем Михайловичем Харламовым. Большинство из них незадолго до этого в составе технической комиссии, возглавлявшейся Туполевым и Харламовым, побывали во Франции и в США, где, в частности, закупили лицензию на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолета "Дуглас".
В чем только их не обвиняли!
Аресты среди работников авиапромышленности и ВВС вызвали у досужих обывателей разные слухи. Например, о том, что истребитель "Мессершмитт" — советская конструкция и разработан перед войной у нас и что вредители продали его чертежи в Германию. Это, конечно, чепуха, но она долгое время имела хождение среди московских сплетников.
Многие неудачи тогда объяснялись вредительством. Обрушилось подгнившее деревянное перекрытие цеха на одном из самолетостроительных заводов — вредительство. Крошатся поршневые кольца авиационных двигателей моторного завода — вредительство. Гибель Чкалова 15 декабря 1938 года на истребителе Поликарпова И-180 — вредительство. За это поплатились начальник ГУАП Беляйкин, директор опытного завода, где был построен самолет И-180, Усачев и заместитель Поликарпова конструктор Томашевич».
Вот такую удручающую, но правдивую картину описывает в своих воспоминаниях Яковлев. И действительно, репрессии в конце 30-ых были, и от них страдали только невинные люди. Я, например, не могу поверить в виновность Я.Смушкевича, который, буквально заставил будущего маршала А.Голованова написать письмо Сталину, с чего потом и началась авиация дальнего действия.
Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.
Взято здесь: https://vk.com/historydoc?w=wall-27569095_1419313
P.S. Любопытно, что Яковлев открыто называет нацистскую Германию "союзником СССР" аж в 1973 году. И советская цензура этот пассаж пропускает!
или
Journal information