№ 209
В январе, в основном во второй его половине, в Каменском, Кучко-Еланском, Иссинском, Кинельском, Самарском и Чаадаевском районах СВК возникли массовые выступления (5 — на почве мясозаготовок, 3 — на религиозной почве и по одному — на почве перевыборов, ареста антисовэлементов и хлебозаготовок). В отдельных случаях выступления проходили весьма бурно, сопровождались избиением местных работников, длились несколько дней, отличались большим упорством выступавших, их большой численностью и активным сопротивлением властям. Почти во всех случаях они проходили под непосредственным руководством кулаков и а/с элемента, использовавших перегибы в роде обложения налогом, заданиями по хлебо- и скотозаготовкам бедняков и середняков в целях провоцирования масс на активные антисоветские действия.
В процессе расследования причин возникновения массовых выступлений выявлена также крайне слабая организационная и политическая работа местных сельских и районных организаций среди бедноты, колхозников и советского актива деревни, позволявшая кулакам и а/с элементам взять бедноту под свое влияние и втянуть ее в антисоветские выступления. Непосредственным поводом к выступлениям иногда служили, по существу, ничтожные сами по себе факты, а в отдельных случаях — провокация кулачества.
Наиболее серьезные выступления имели место в селах: Павло[во]-Куракино Чаадаевского района, Телегино и Крутец Кучко-Еланского района СВК. В поведении толпы в этих селах чувствовалась организованность и признаки единого руководства.
В с. Павло[во]-Куракино Чаадаевского района выступление началось в ночь с 15 на 16 января. Поводом к выступлению являлись провокационные слухи о намерении властей закрыть церковь и снять колокола. К вечеру 15 января к зданию церкви группами стали собираться крестьяне с намерением воспрепятствовать снятию колоколов. (На самом деле никто снимать колокола не собирался, и слух об их снятии является провокационным.) Под влиянием агитаций а/с элементов возбуждение толпы по мере ее увеличения возрастало. Из толпы слышались возгласы: «Из-за коммунистов пропадем!», «Коммунистов и колхозников следует пустить под лед!» и т.д. Толпа к ночи достигла численности 400 чел. Местные партийцы и комсомольцы, пытавшиеся вмешаться в толпу с целью проникнуть в настроение выступавших, были опознаны. Толпа, узнав партийцев Субботина и Исаева, намеревалась подвергнуть их самосуду. Первому удалось бежать, а второй, обнажив оружие, выстрелом вверх вынудил толпу отступить и тоже бежал, пользуясь замешательством толпы.
Выступления продолжались вплоть до 17 января, причем имелись попытки (и предприняты в этом направлении шаги) к оповещению соседних сел, откуда ожидалось подкрепление. Ночью (с 16 на 17 января) по с. Куракино патрулировали небольшие группы крестьян, вооруженных кольями. Ввиду сильного мороза из прибывших к церкви граждан были организованы «наблюдательные квартиры» по 30—40 чел. в каждой, которые регулярно сменялись. Были выделены «стукачи», на обязанности коих лежало в «случаи опасности» созывать народ двукратными ударами в окно. Для ближайших сел установлен сигнал — набат в колокол. 16-го января в течение всего дня специально выделенные лица вели наблюдение за действиями сельсовета и за квартирами местных партийцев. При встрече проезжающих на Городищенский базар толпа агитировала их, чтобы они сделали у себя такое же восстание. По адресу служащих раздавались крики: «Долой дармоедов!», «Довольно петь соловьями!», «Доходитесь, скоро вам крышка будет!» и т.д.
Учитывая «напряженность обстановки», несколько растерявшейся Чаадаевский РК ВКП(б) вынес решение о посылке в с. [Павлово-]Куракино отряда в 80—100 чел. с целью морального и оперативного воздействия на толпу и изъятия зачинщиков. Не доезжая до церкви (200 саж.), отряд был замечен выступавшими; раздались крики: «Караул, народ собирается!», вслед за чем последовали выстрелы. Впоследствии оказалось, что стреляли партийцы, командированные до этого райкомом ВКП(б), выходя из здания сельсовета, как раз в тот момент, когда эти крики раздались. С приближением отряда толпа стала увеличиваться, и из толпы, с паперти церкви, по отряду было произведено несколько выстрелов. В момент вытеснения отрядом толпы торговец Беляшов ударил партийца Суркова колом по голове, в ответ на что Сурков выстрелом убил Беляшова. Отрядом задержано 247 чел. участников выступления (108 женщин и 139 мужчин), но впоследствии по распоряжению органов ОГПУ 197 чел. отсеяно, а оставлены лишь организаторы и активный антисоветский кулацкий элемент.
Село [Павлово-]Куракино имеет 961 хозяйство, из них 243 хозяйства коллективизировано. В селе имеется 5 школ. В прошлом в селе проживало 87 лишенцев, большинство которых выселено органами ОГПУ, однако, в селе осталось несколько кулацких хозяйств, не лишенных избирательных прав. Село и в прошлом, а в известной мере, и в настоящем, является торгашеским. Население в своем большинстве состоит из кустарей-рогожников. До ноября—декабря кулацко-зажиточные хозяйства по налогу, хлебозаготовкам были явно недообложены, но зато многие середняцкие и бедняцкие хозяйства оказались переобложенными с/х налогами. В ноябре—декабре кулаки и зажиточные были дообложены, довыявлены и избегнувшие лишения избирательных прав — лишены их, но перегибы в отношении бедноты и середняков исправлены не были. Кулакам, озлобленным последними репрессиями, удалось поэтому легко спровоцировать середняков и бедняков на антисоветское выступление, причем непосредственным поводом послужила кулацкая провокация о снятии колоколов. Партийная ячейка и сельсовет, имея ряд признаков растущего возбуждения крестьянства, усиления антисоветской агитации лишенцев и предвестников выступления (сбор 100 чел. женщин тоже по слуху о снятии колоколов) — не придали этому значения и необходимых мер (массовая работа) не приняли. Даже в момент возникшего выступления 15 января секретарь партячейки вначале не поверил обещанию о «волынке». Беднота в селе не организована.
9 января 1931 г. в с. Телегино Кучко-Еланского района, на почве защиты зажиточного Спирягина, у которого члены сельсовета отбирали корову, в качестве штрафа за злостный убой скота, собралась толпа в 200 чел. и с криками: «Недолго вам осталось царствовать, в колхозы мы не пойдем, т.к. это барщина, советская власть только грабит крестьян!» — прогнала представителей сельсовета. Активными участниками массовки были: монашка Казаринова, 2 брата Спирягины, лишенка Беглянова и зажиточный Игонин. В членов сельсовета толпа бросала палками, камнями и др. тяжелыми предметами. При вторичной попытке сельсовета 10 января взять корову у Спирягина снова собралась толпа в 300 чел. главным образом, женщины, причем из толпы раздавались крики: «Бейте сельсоветчиков-грабителей, они грабят крестьян, их надо уничтожать поголовно!
11 января по селу разнесся слух, что из района должна прибыть милиция. Беднячка Жиродкова и середняк Дрожников ходили по улицам и стучали в железное ведро, созвали толпу в 400 чел. Как и в первый раз, толпа была чрезвычайно возбуждена, слышались призывы «к избиению и уничтожению всех коммунистов». По селению усиленно циркулировали слухи о наличии у женщин знамени с надписью: «Вся власть инженерам». В 12 час. ночи 11 января посреди улицы неизвестными лицами была зажжена солома, раздались крики: «пожар!». Утром выяснилось, что это был сигнал к вызову населения из соседних сел на подмогу. 12 января к сельсовету подошла толпа в 1 тыс. чел. и предъявила требования: освободить арестованных, прекратить отбор коров и не гнать крестьян в колхозы. Толпа следила за каждым шагом местной власти и всячески противодействовала действиям властей. Пришедших в квартиру гр[аждан]ки Жирдковой с целью производства обыска (т.к. было подозрение, что знамя находилось у нее) двух милиционеров толпа избила кольями и вынудила милиционеров бежать. Проведенными оперативными мероприятиями по изъятию руководителей и соответствующей разъяснительной работой эксцесс удалось локализовать. Ведется следствие.
Аналогичные события и под тем же предлогом имели место в с. Крутец того же района, причем выступления в с. Крутец связано с выступлением в с. Телегино, т.к. из с. Телегина во время массовки посылались агитировать в с. Крутец. В с. Крутец участвовало в выступлении свыше 500 чел. Во время выступления из толпы раздавались антисоветские выкрики, вроде: «Долой соввласть!», «Бейте коммунистов!», и т.д. Толпа, расхаживая по селу, пела: «Смело, мы в бой пойдем — на власть советов, коров мы не дадим и умрем за это». Слышались призывы к свержению соввласти.
Выступление продолжались двое суток с 16 по 18 января включительно, причем 18 января толпа отбила арестованных четверых кулаков и пыталась разгромить канцелярию сельсоветов, но на это не решилась. По этому селению произведено изъятие 12 активных организаторов, из числа кулацкого а/с элемента. Ведется следствие.
Следует также отметить выступление в с. Н.Катмис Чаадаевского района. 14 января толпа женщин, агитированная попом в количестве 500 чел., вооруженная палками, окружила сельсовет (угрожая работникам расправой), требовала отменить постановление о снятии колоколов. (Снятие их не предполагалось. Постановление сельсоветов на этот счет не имелось.) Руководители: поп, монашка и церковный староста — арестованы. Ведется следствие. Всего за январь в СВК произошло 10 массовых выступлений. Характер, причины, численность их и время возникновения показывает следующая таблица:
Источник: http://istmat.info/node/55375
или
Journal information