Одна из самых светлых, героический страниц истории России, освобождение Москвы от поляков в 1612 году связано не только с памятью священномученика Патриарха Гермогена, преподобного Дионисия Радонежского, но и с монашеским подвигом преподобного Иринарха, затворника Ростовского. О победе ополчения Минина и Пожарского молился весь русский народ, но особенно усердно — Троице-Сергиева Лавра и Ростовский Борисоглебский монастырь. Именно этот последний и прославил своей жизнью преподобный Иринарх.
Иринарх (в миру - Илья) родился и вырос в простой крестьянской семье в селе Кондаково под Ростовом. Когда Илья вырос, семью постигли испытания, из-за неурожая и голода они бедствовала, потому юноша решил отправиться на заработки в Нижний Новгород, как сказали бы сегодня, на работу вахтой. Там он устроился не в самом городе, а под Нижним, где потом нашли его братья. С детства и в юности Илья отличался набожностью. Когда он работал под Нижним, то Бог чудесным образом открыл ему время смерти его отца, все были поражены точностью предсказания Ильи. Вернувшись в родное село, Илья с овдовевшей матерью и одним из братьев перебрались в Ростов, открыли торговлю. Дела шли успешно, они избавились от бедности. Но материальные блага совсем не привлекали Илью. Он стремился к иночеству и, простившись с родными, ушёл в Борисоглебский монастырь Ростова. Там он принял постриг с именем Иринарха. Иринах трудился в монастырской пекарне, потом пономарем и преуспевал в подвижнической жизни. Со временем Иринарх начал носить под рясой тяжёлые железные вериги. По особому откровению от Бога Иринарх ушёл в затвор, а в затворе приковал себя к стулу тяжёлой железной цепью. Время монашеских подвигов Иринарха совпало с событиями Смутного времени на Руси. Служение его было служением пророка. Однажды Иринарх услышал глас Божий, повелевший ему идти на Москву и сказать царю о войнах и мятежах, ожидающих Русь. Иринарх рассказал об этом игумену, взял благословение и пошёл в столицу.
Пророчества ростовского подвижника
В Москву приехал Иринарх вместе с учеником своим старцем Александром. Приехали они ночью, за час до рассвета. Утром отправились в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помолились Владычице и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Один сын боярский, именем Симеон пошел к царю и известил о приходе старца. Царь обрадовался и приказал, чтобы Иринарх пришел в Благовещенский собор. Старец пришел в церковь, помолился Пресвятой Богородице, благословил царя честным крестом и целовал его. Царь также целовал старца любезно и подивился великим «трудам», которые он носил на себе. Старец сказал царю Василию Иоанновичу: – Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, и вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью. Вернувшись в свой монастырь, Иринар начал горячо молить Бога о помиловании Руси, как некогда пророк Иона молился о Ниневии. Бог даровал русским людям в конце концов победу над врагами. Но прежде для очищения от грехов попустил наказание. Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва, злые и свирепые люди и немилостивые ругатели. Литвою звали тогда у нас всех подданных польско-литовского королевства: поляков или ляхов, собственно литовцев и русских из Белой и Малой Руси; в числе сих малоруссов было много казаков. По вере почти все враги наши были католики или униаты, не щадившие православных храмов и прочих святынь. Они стали пленить Русскую землю и избивать жителей, завоевали много городов, например, выжгли город Дмитров, оскверняли церкви Божьи, ниспровергали престолы святые, снимали с них одежды, обдирали с икон оклады, а самые иконы бросали, грабили книги, часто самые церкви сжигали.
Многие из русских, боясь посечения, признавали их власть, давали дань и кормы. Им покорилось много городов. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен; соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей обоих полов и всяких возрастов было посечено. Много терпели тогда от тяжести налогов православные и, не предвидя облегчения, многие города стали от врагов запираться. Это было время, когда при царе Василии Иоанновиче Шуйском враги наши выставили второго Лжедмитрия и требовали покорности ему, или его покровителю, польскому королю. Имея целью овладеть Москвой и царским престолом, враги собрались около Москвы и оттуда производили набеги и опустошения в разные стороны. Второй самозванец устроил лагерь при деревне Тушине. Более подробно рассказывает об этом митрополит Макарий (Булгаков) в книге "История Русской Церкви": "Наконец, в Литве отыскали какого-то бродягу, по одним – поповского сына из Северской страны, по другим – жида, который решился выдавать себя за погибшего в Москве царя Лжедимитрия, хотя нисколько на него не походил. 1 августа 1607 г. он объявил себя в Стародубе, скоро собрались вокруг него польские дружины под предводительством своих вождей, Лисовского, Сапеги и других, запорожские и донские казаки и многие русские изменники. И не прошло года, как этому второму самозванцу покорялась уже почти вся Южная и Средняя Россия, и 1 июня 1608 г. он утвердился с своими полчищами в двенадцати верстах от Москвы в селе Тушине, которое и обратил для себя как бы в столицу. Услышав об этом, патриарх Гермоген глубоко скорбел и обратился к царю Василию Ивановичу с трогательною речью, в которой умолял его, чтобы он, возложив надежду на Бога и призвав на помощь Пресвятую Богородицу и Московских угодников, сам повел войска против врагов.
Борьба продолжалась с переменным счастием: Москвы не отдали самозванцу, но и его не прогнали из Тушина. Здесь признала в нем своего мужа честолюбивая Марина, после того, однако ж, как духовник ее, иезуит, перевенчал ее с ним тайно. Здесь же вслед за тем окружили самозванца ревнители римской веры и составили для него инструкцию, как царствовать и как ввести унию в Россию. Инструкция эта, ввиду прежней неудачи, постигшей первого Лжедимитрия, рекомендовала действовать во всем с крайнею осмотрительностию и осторожностию, и в частности для насаждения унии в Московском государстве указывала следующие средства: а) еретикам (т. е. протестантам), врагам унии, запретить въезд в государство; б) монахов из Константинополя, находящихся в России, выгнать; в) с осторожностию выбирать людей, с которыми вести речь об унии, ибо преждевременное разглашение об этом и теперь повредило; г) государю держать при себе небольшое число католического духовенства и письма, относящиеся к этому делу, писать, посылать и принимать, особенно из Рима, как можно осторожнее; д) самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии; е) поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там с Божиею помощию можно будет приступить и к унии; ж) раздавать должности людям, расположенным к унии, особенно высшее духовенство должно быть за унию, а это в руках его царского величества; з) намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе, всем о рабстве греков; и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя светских; и) отправлять молодых людей для обучения в Вильну или лучше туда, где нет отщепенцев, в Италию, в Рим; к) позволить москвитянам присутствовать при нашем богослужении; л) хорошо, если б поляки набрали здесь молодых людей и отдали их в Польше учиться к отцам иезуитам; м) хорошо, если б у царицы между священниками были один или два униата, которые бы отправляли службу по обряду русскому и беседовали с русскими; н) для царицы и живущих здесь поляков построить костел или монастырь католический и прочее". Между тем в как в Тушине бесчинствовал строй самозванец, в Москве в результате мятежа свергли и заточили в монастырь царя Василия Шуйского. Бояре вели переговоры с гетманом Жолкевским и по его настоянию впустили польские отряды в Москву.
На престол собирались возвести польского королевича Владислава притом условии, что он примет Православие. Но узнав, что королевич не будет принимать православную веру, и поляки намерены сделать правителем Руси самого короля Польши Сигизмунда, патриарх Гермоген выразил своё несогласие с политикой бояр и начал рассылать письма с призывом к сопротивлению польским завоевателям. Патриарха заключили в Чудов монастыри и уморили голодной смертью. Но во многих русских жива была ещё вера, любовь к Православию и Отечеству. Жив был и затворник Иринарх, он молился Богу за Русь и обличал поляков. Не оставили враги в покое и Борисоглебского монастыря, где подвизался Иринарх. Некто, неприятельский воевода Микулинский, повоевав город Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив город Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Здесь он, со многими панами, вошел в келью старца и стал испытывать его веру:
– В кого ты веруешь?
– Я верую в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, – отвечал старец.
– А земного царя кого имеешь?
И старец громогласно произнес: – Я имею Российского царя Василия Иоанновича: живу в России, Российского царя и имею, а иного никого и нигде не имею.
Один из панов сказал старцу: - Ты, старец, изменник: ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь.
Старец отвечал: – Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это ты меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: немного во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку.
Так смиренно и твёрдо общался Иринарх с врагами. Затем он благословил на подвиг, молился Богу и духовно поддерживал сначала Скопина- Шуйского, потом Пожарского. И Бог услышал молитвы Своего угодника. Старец советует Сапеге уйти из Русской Земли Спустя некоторое время, стали собираться русские силы против врагов. Князь Михаил Скопин-Шуйский пришел из Новгорода с русскими и шведскими войсками и стал в Калязин, против Литвы. Из-под Троице-Сергиева монастыря пришел против него с войском пан Сапега. Но, Божьей помощью, заступлением великих чудотворцев и по слову старцеву, Московская сила побила литву, и пан Сапега со своим войском отступил и остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря на Устье, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. В монастыре поднялась кручина великая и печаль, братия прощалась друг с другом. Старец же Иринарх стал утешать своих учеников Александра и Корнилия:
– Не убоимся сожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа, Бога нашего. Затем Иринарх обратился с горячей молитвой к Господу Богу об избавлении от угрожавшего бедствия и о вселении в сердца врагов милости и жалости к святой обители. В то время пришел в монастырь пан ротмистр Кирбитский и вошел в келью старца: он благословился у него и подивился старцевым трудам. Вернувшись к Сапеге, он сказал: – В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных. Сапега сам пожелал видеть старца и вперед послал одного пана известить о своем приходе. Старец посланному сказал: – Если пан захочет посетить, то по своей воле приедет к нам. Услышав такой ответ, Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:
– Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?
Старец отвечал ему: – Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.
Многие из панов стали говорить Сапеге: – Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя. Старец возразил: – Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.
Сапега сказал: – Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.
– Ограбили тебя, старец? – спросили паны.
Старец отвечал: – Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.
Сапега сказал: – За то пан Сушинский повешен. После сего, старец дал такой совет пану Сапеге: – Возвратись, господин в свою землю: полно тебе в России воевать! если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.
Помощь Михаилу Скопину-Шуйскому
После победы под Калязином князь Михаил Шуйский начал преследовать литву и из Переяславля послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх послал ему благословение, просфору и крест и наказал сказать: – Дерзай, и Бог поможет тебе! Князь послал отряд в Александровскую слободу, и, с Божьей помощью, русские воины побили литву. Вскоре пошел туда и сам князь и остановился в слободе. Неприятели стали собираться против него из-под осажденного Троицкого монастыря и из-под Москвы. Князь узнал об этом и был очень озабочен. Он снова отправил гонца к преподобному Иринарху. Старец вновь послал ему благословение и просфору и велел сказать: – Дерзай, князь Михаил и не бойся: Бог тебе поможет. И князь побил литву. Потом князь послал одного из воевод к Троице с войском, и воевода благополучно прошел в монастырь. Князь опять послал гонца к Иринарху с дарами, и старец, посылая благословение и просфору, велел ему идти под Троицу, что князь и сделал. Услышав об этом, Сапега направился к Дмитрову. Князь пришел благополучно к Троице, вошел в монастырь и помолился Пресвятой Троице и преподобному Сергию, воздавая славу Богу, Пресвятой Богородице и российским чудотворцам.
Посланное против Сапеги войско разбило его под Димитровым, Сапега бежал к Иосифову Волоколамскому монастырю, В то же время из Тушина бежал второй самозванец в Калугу, где впоследствии и был убит. После сих успехов князь Михаил от Троицы пришел в Москву, помолился в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, приложился к образу Пресвятой Богородицы Владимирской и ракам чудотворцев и с радостью вернулся в свой дом. Старец Иринарх, знавший о всех сих событиях послал ученика своего Александра к князю Михаилу в Москву за честным крестом, который был дан ему на помощь и прогнание супостата. Князь отдал крест и послал старцу благодарственное послание и дары. Александр все сие доставил своему учителю. Приняв с радостью Святой крест преподобный
Иринарх произнес такую молитву: – Слава тебе, Владыка Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, претерпевшему на сем честном и животворящем кресте распятие и смерть ради нашего спасения и показавшему сему нашему роду милость и чудеса от сего честного креста, помощь князю Михаилу на Литву, на побеждение и прогнание, как древле при царе Константине на супостатов. ... Оба пророчества Иринарха и о бедах России, и о смерти Сапеги, сбылись. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина-Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву, Сами москвичи, под влиянием лести врагов свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство.
В 1612 году Литва пришла в Ростов. От страха перед нею, игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в кельи своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: – Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: – Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земле, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: – Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты.
Затворник Иринарх передал благословение и крест князю Пожарскому
Нижегородцам был известен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, проживавший близ Нижнего. Нижегородцы начали просить его, чтобы он шел к Москве и очистил ее от врагов. Они стали собирать и давать ему людей, деньги и запасы на войну. В помощь и содействие ему выбрали нижегородского посадского человека Косму Минина. И военный предводитель и земский выборный были единодушны в своих мыслях и все делали с общего совета и согласия. И Бог подал им Свою помощь. Двинулись они со всею собранною силою к городу Ярославлю и остановились в нем. Изо всех городов стали собираться к ним русские люди, желавшие стать за веру и отечество и умереть за святые Божьи церкви. Услышав о прибытии в Ярославль князя Димитрия Михаиловича Пожарского с войском один из предводителей стоявшего под Москвой русского ополчения, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, прислал гонца, чтобы скорее шли под Москву. Но князь Пожарский и Косьма Минин боялись идти под Москву: там, среди русского ополчения не было единодушия, и один из предводителей русского войска, Иван Заруцкий, убил под Москвою другого воеводу, Прокофия Петровича Ляпунова.
Старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свое благословение и просфору и велел идти под Москву со всем войском, не боясь Ивана Заруцкого. – Увидите славу Божью, – наказывал старец, сказал князю. Князь был рад словам старца, без страха пошел со всею братией к Москве и остановку сделал в Ростове. Отсюда князь Пожарский и Косма Минин нарочно отправились в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха. Старец благословил их в поход под Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице и преподобному Сергию. От Троицы Пожарский послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из-под Москвы бежал. Между тем, к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее на помощь под Москву со всею ратью. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. И, помощью Божьей и заступничеством московских чудотворцев русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китаем – городом так что литва засела только в Московском кремле. Немного времени спустя сдался и кремль, и князь Димитрий Михаилович Пожарский вступил в кремль, помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей (Жития святителя Димитрия Ростовского). Кончина преподобного И на самом деле - "честна пред Господом смерть преподобных Его".
Кончина святого Иринарха была блаженной. Житие так рассказывает о последнем дне Иринарха: "Настало время кончины преподобного Иринарха. Праведный и многострадальный муж призвал учеников своих и сказал им: – Братья мои и спостники! Молю вас: вот ныне я отхожу от жизни сей к Господу Богу моему Иисусу Христу: помолитесь за меня Богу и Пречистой Богородице, дабы по преставлении моем душу мою взяли милостивые ангелы и дабы я избежал сетей вражьих и воздушных мытарств, вашими святыми молитвами, ибо я грешен. Вы же, господа мои, после моей смерти пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах". Преподобный отошёл ко Господу 26 января 1616 года.
Иринарховский крестный ход
Пронеслись грозы и бури над Русью. После многих лет советской разрухи был возрожден Борисоглебский монастырь в Ростове, а также традиционный Иринарховский крестный ход Крестный ход идет от Ростовского Борисоглебского монастыря в Ярославской области до колодца прп. Иринарха Затворника, ископанного им в годы молодости на родине, у села Кондаково. Вот как рассказывает об этом сайт "Монастырский вестник": "В ежегодном шествии принимают участие около полутора тысяч паломников со всей Руси, обращает внимание большое количество молодежи и детей, многие идут целыми семьями. Крестный ход длится пять дней, ежедневно богомольцы проходят около 15-20 километров. Путь пролегает по живописным местам Ярославской области, от храма к храму. Из почти десятка церквей лишь три – постоянно действующие. Остальные, разоренные и заброшенные, являют печальное наследие безбожного времени. У каждого храма – остановка, молебен и панихида на кладбище. Во главе крестного хода, за хоругвями, шествуют монастырские святыни: ковчег с мощами многих угодников Божиих и любовно украшенные живыми цветами иконы уроженцев здешних мест – преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. Богомольцы по очереди несут на себе железные вериги преподобного Иринарха".
Великое мужество проявил в Смутное время преподобный Иринарх Ростовский. И сегодня встаёт вопрос. Наши предки отдавали жизни за Православие, но не допустили окатоличивания Руси. А что мы видим теперь? Постоянные встречи православных церковных деятелей с Ватиканом, совершенно непонятные нашему православному народу, пропаганду католичества в России. Видим странную провокацию, когда некая певица, жена сотрудника ОВСЦ, пытается частным образом пригласить в Москву римского папу (об этом пишет сайт "РИА Новости"). Как противостоять этому? Ответ находим, читая о подвигах святого Иринарха. Не всем дано вести такой суровый образ жизни. Но понемногу прилагать усилия и молиться может каждый на своем месте. Тогда наше Отечество не подвергнется духовному порабощению. Русские города должны быть русскими. Например, у нас в Мурманске, с историческим названием Романов-на-Мурмане, в 2008 году построен каменный католический храм на 1000 мест, в 2018 - лютеранский храм, а 22 января 2020 года, согласно информации портала "Северпост", руководство Мурманской митрополии одобрило идею возведения мечети в Мурманске и заявило о том, что возведение Преображенского кафедрального собора будет отложено, а вместо него построят спортивный центр.
В Мурманске с 2008 года не было построено ни одного православного храма, и со сменой руководства митрополии эта ситуация, к сожалению, не изменилась. А если и изменилась, то не в лучшую сторону. Но в Мурманске большинство населения составляют не поляки, немцы, таджики или узбеки. В Мурманске живут русские! В стране также большинство населения - люди русской национальности! Россию в основном населяют люди одной веры - Православной, и одной национальности - русской. Мы живы, мы есть, дай Бог нам строить православные русские храмы.
Галина Сиротинская
Взято отсюда: http://www.belrussia.ru/page-id-10617.html
или
Journal information