Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

Расстрел крестного хода в Туле в 1918г. 2 февраля по старому стилю



Большевистские гонения на церковь приняли массовый и ожесточенный характер с 1918 года, когда был принят декрет об отделении церкви от государства. Декрет, в частности, запрещал владение любыми религиозными обществами собственностью, обладание правами юридического лица, а все имущество церковных и религиозных обществ объявил «народным достоянием». Это решение явилось директивой местным органам немедленно приступить к грабежам. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Только в 1918 были убиты: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и многие другие священнослужители. В 1918-1920 гг. в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. В частности, закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, “сердце России” - Троице-Сергиеву Лавру и другие.

Тульские большевики, предвидя протесты верующих против грабительского декрета от 23 января 1918 г., ввели в городе военное положение. Тульское духовенство назначило на 2 февраля - праздник Сретения -крестный ход, целью которого было выразить протест против гонений на церковь. Перед началом крестного хода планировалось зачитать верующим, которые должны были собраться в Тульском Кремле, послание Патриарха Тихона, а затем пройти из Кремля по Киевской улице (проспект Ленина) к церкви Александра Невского, мимо церкви Петра и Павла (ул. Ленина), Георгиевской церкви (угол ул. Ленина и ул. Братьев Жабровых), Николо-Часовни (перекресток ул. Советской и Красноармейского пр.) и вернуться обратно в Кремль.
Однако события в назначенный день развивались совсем не так, как это планировали организаторы крестного хода. Едва протодиакон с паперти Успенского собора Кремля стал читать собравшейся вокруг него толпе послание Патриарха, как за Кремлевской стеной - на Киевской улице - раздалась пулеметная очередь. Это красногвардейцы, перегородившие главную улицу Тулы, пытались запугать верующих и сорвать крестный ход.

В Кремле поначалу началась паника, но духовенству удалось успокоить людей и сформировать колонну, которая в полдень под колокольный звон вышла на главную улицу города. Шествие возглавлял епископ Каширский Корнилий. На углу Киевской и Менделеевской улиц верующих встретили выстрелами. Красногвардейцы, стрелявшие поначалу вверх, начали расстреливать подошедших в упор. Люди начали разбегаться, однако часть верующих продолжала двигаться. Несколько убитых остались лежать напротив гостиницы «Артель». Возле здания, в котором позже размещался губисполком, по верующим снова был открыт огонь, и опять на мостовой остались тела убитых верующих. Сам епископ Корнилий в интервью газете тульских эсеров «Земля и Воля», опубликованном в ней восемь дней спустя, рассказывал, что он был ранен в руку и в ногу. При оказании ему первой помощи в аптеке Белявского фельдшер Боровой вылил из сапога епископа два стакана крови. Ранены были и гимназист с гимназисткой, которые закрыли епископа Корнилия собой и помогли ему добраться до аптеки. По оценкам разных источникам в этот день было убито от 8 до 13 человек, ранены десятки.

Еще не закрытые властью "Церковные ведомости" сухо сообщали: «2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь.» (Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 209). В статье Л. Захаровой «Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й.» (газета «Тульские Епархиальные Ведомости», 2000, № 1) утверждается, что погибло 8 человек и 60 ранено.

Расстрел крестного хода вызвал возмущение горожан, потребовавших суда над виновниками трагедии и создания комиссии в Москве по расследованию трагедии. Однако большевистская власть этого, разумеется, не допустила.
Дальнейшая судьба епископа Корнилия, раненого во время крестного хода в феврале 1918, сложилась трагично. В 1923 году он был арестован и сослан на три года в Зырянский край. После недолгого перерыва вновь арестован, отправлен на Соловки, а затем на поселение в Казанскую область. 16 апреля 1933 года епископ был убит при невыясненных обстоятельствах.

В заключение стоит напомнить, что сталинский террор против церкви все же значительно превзошел ленинский. Наиболее массовое уничтожение церквей происходило в СССР в начале 30-х годов, а самое массовое физическое истребление церковнослужителей – в период Большого террора 1937-1938гг. Массово при Сталине уничтожали и церкви: в 1929 г. в Советской России было около 30 000 функционирующих православных храмов, а к 1941 г. на “старых” советских территориях уцелело лишь 450 действующих церквей.

Источники:
«Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы», Московский Патриархат, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Кафедра церковной истории, Санкт-Петербург, 2006. http://www.el-history.ru/node/391
«Расстрел крестных ходов в Туле и Харькове» http://rusidea.org/?a=25021503
«Противостаньте им силою веры вашей» http://www.svt-alexander-tula.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/31617
Архиепископ Корнилий http://xn--b1afpcldeb6j.xn--p1ai/novosti/arhiepiskop-korniliy-sobolev/
Найдено здесь:https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_147567



Кнопка
или



Tags: вандализм, история, коммунизм, копипаста, противостояние, церковь, экстремизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments