Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

Нижегородец, повторивший подвиг «Варяга» на Балтике



НЕРАВНЫЙ БОЙ В РИЖСКОМ ЗАЛИВЕ

В наше время мало кто знает о том, что во время Первой мировой войны русские моряки канонерской лодки «Сивуч» совершили великий подвиг. Неравный бой, произошедший 6 августа 1915 года в ночном Рижском заливе, обессмертил имя отважного командира канонерской лодки Петра Черкасова.

Как и многие великие русские моряки, Петр Нилович Черкасов родился далеко от моря – в Нижнем Новгороде 19 июня 1882 года в семье морского офицера.

После окончания двух классов Александровского дворянского института он поступил в петербургский Морской кадетский корпус. Это учебное заведение было элитным – в него принимались только дети флотских офицеров и потомственные дворяне. По окончании годичного курса корпуса в сентябре 1900 года гардемарин Черкасов был произведен в первый офицерский чин мичмана.

Первым кораблем, на котором выпало служить юному офицеру, стал только что вступивший в строй эскадренный броненосец «Пересвет». В мае 1904 года молодой офицер был произведен в чин лейтенанта. Последовало новое назначение – третьим артиллерийским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь».

Летом 1904 броненосец в составе русской эскадры из одиннадцати кораблей вышел в море с целью прорваться из Порт-Артура во Владивосток, но попытка оказалось неудачной – наши корабли встретились с крупными силами японцев и по приказу командующего В.К. Витгефта повернули назад, причем «Севастополь» напоролся левым бортом на мину, потеряв одиннадцать человек ранеными.

После возвращения в строй в июле 1904 года «Севастополь» принял участие во второй попытке прорыва из Порт-Артура – сражении, известном в истории флота как «бой в желтом море». На протяжении этого боя русский броненосец выпустил по врагу 78 снарядов главного калибра и 323 снаряда калибром 152 миллиметра и сам получил несколько попаданий. Три орудия вышли из строя, один член экипажа погиб, 61 моряк был ранен. Одним из двух раненых офицеров был Петр Черкасов – он получил ранение в голову и две контузии, но из боя не вышел и отказался от медицинской помощи.

После боя в Желтом море попыток прорыва во Владивосток русский флот больше не предпринимал, а корабли фактически стали плавучими батареями, оборонявшими крепость Порт-Артур.

Первая мировая война застала Петра Николаевича Черкасова в должности командира канонерской лодки «Сивуч», этот класс кораблей предназначался для выполнения боевых операции в прибрежной зоне – несения патрульной службы, постановки минных заграждений.

На протяжении первого полугода войны крупных сражений на русском участке Балтийского моря не было. Но в конце июня 1915 года ситуация изменилась. Германская армия захватила Курляндию, в распоряжении немецкого флота оказались русские военно-морские базы Либава и Виндава (ныне Лиепая и Вентспилс, Латвия).

Почти ежедневно на Балтике происходили бои между германскими и русскими кораблями. «Сивуч» был задействован в выполнении боевых задач – канонерская лодка обстреливала позиции противника на берегу, вела ночную постановку мин, патрулировала побережье.

Один из таких походов пришелся на холодную туманную ночь 18 августа. Мины одна за другой тяжело плюхались в балтийскую воду. «Сивуч» выполнил задачу и возвращался на базу. Внезапно сигнальщик Василий Кантонистов доложил командиру: С зюйд-веста — силуэты трех кораблей. Первый — трехтрубный крейсер типа «Кольберг». Курсовой 110, дистанция 36 кабельтовых… Через минуту информацию уточнили — это был «Аугсбург», один из лучших крейсеров германского флота. Именно под прикрытием огня его пушек германские кавалеристы 7 мая 1915 г. ворвались в Либаву (ныне Лиепая в Латвии). «Аугсбург» поддерживали эсминцы.

Черкасов машинально взглянул на часы. Стрелки на светящемся циферблате показывали 20:30. Командир снова поднес к глазам бинокль это «Аугсбург», — медленно проговорил он после паузы. Сравнение с противником по всем параметрам было не в нашу пользу.

К бою! — после недолгого молчания скомандовал Черкасов. На «Сивуче» прозвучал ревун, комендоры бросились к орудиям. Все понимали, что силы неравны, но… отступать? Никогда!.. На палубу русского корабля упал узкий луч прожектора – это немецкий крейсер нащупывал противника.

В 20.50 прозвучал первый залп. В ответ заработали кормовые орудия «Сивуча». Прожектор «германца» разлетелся вдребезги, лопнула якорная цепь… Началась настоящая артиллерийская дуэль, которая продолжалась 32 минуты. «Сивуч» получил многочисленные повреждения корпуса и надстроек, на корабле было множество убитых и раненых.

Наконец произошло самое страшное, что может случиться с кораблем в ходе боя, — он потерял ход. Германские корабли со всех сторон приближались к беспомощно качавшейся на волнах канонерской лодке. «Аугсбург» и два эсминца хладнокровно расстреливали гибнущий корабль в упор.

Казалось невероятным, что на изрешеченном, объятом пламенем корабле, уже, по сути, превратившемся в искореженный кусок метала, кто-то еще остался в живых. Но русские моряки, стоя у единственной уцелевшей носовой пушки, продолжали сражаться. А капитан 2 ранга Петр Черкасов по-прежнему стоял на мостике, руководя своим последним боем…

На рострах вспыхивает пожар. Огненные языки тянутся к небу. Пожар разгорается, и в огненном нимбе в последний раз виден командир… С крейсера залп, и капитан Черкасов исчезает, разорванный на части и сметенный в воду.

К 22 часам к месту сражения подошли основные силы германского флота – линкоры «Нессау» и «Позен». Позднее выяснилась причина появления на поле морского боя «Нассау» и «Позена». Оказалось, что, столкнувшись с жестким отпором, командир «Аугсбурга» радировал командующему германской эскадрой адмиралу Шмидту о том, что ведет бой с… русским линкором «Слава». Шмидт лично поспешил на подмогу подчиненному, а увидев, что немцам противостояла одна-единственная канонерская лодка, пришел в ярость.

Благодаря беспримерному мужеству экипажа «Сивуча» был сорван план прорыва германского флота в Рижский залив. Активность противника в этом регионе снизилась на целых два года.

Главный герой боя — капитан Петр Нилович Черкасов был посмертно произведен в капитаны 1-го ранга и награжден орденом Святого Георгия IV степени (Георгиевский статут 1913 года позволял это делать). Вся жизнь и героическая гибель Петра Ниловича Черкасова – ярчайший пример мужества, настоящего морского характера, офицерской чести, верности воинскому долгу.

Литература:
1. В. Бондаренко Герои Первой мировой «Молодая гвардия» М.: 2013.
2. Великие битвы в истории России «Дом славянской книги» М.: 2009.
3. В. Бондаренко «Сто великих подвигов России» «Вече» М.: 2011.
4. Военная история «Воениздат» М.: 2006.

Автор: Габриэль Цобехия
Источник: «Морполит», литературный журнал



Кнопка
или



Tags: РКМП, Россия, война, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments