Анатолий Иванович Спраговский (1925-1993) в период реабилитации конца 1950-х — начала 1960-х годов работал следователем Томского управления КГБ. По долгу службы ему приходилось заниматься реабилитацией репрессированных в 30-40-е годы прошлого века томичей. В 1989 году Анатолий Спраговский впервые откровенно рассказал о своей работе в качестве следователя КГБ в 50-60-е годы и своем неожиданном увольнении. В 1991 году его воспоминания под рубрикой «Записки следователя КГБ» опубликовали сразу несколько местных газет.
В дни, когда радио объявило о болезни Сталина в 1953 году, я находился в командировке по проверке жалобы одного из осужденных в Туганском районе. Автотранспорта тогда в нашем распоряжении не было. За световой день я доехал на лошади, запряженной в кошевку, до Томска и утром явился в следотдел. Секретарша известила о сборе в кабинете П. И. Солдатова. Уже было известно, что умер Сталин. Солдатов, отвернувшись от нас к окну, стоял и плакал. У остальных работников состояние было тоже понурое. Когда подчиненные собрались, Солдатов, пользуясь данными радио, сообщил о смерти Сталина и призвал к повышению политической бдительности в эти скорбные дни. Только мы разошлись по своим кабинетам, как следователь Владимир Болдуев получил срочное задание по расследованию дела, связанного со смертью Сталина. Суть его была в следующем. Рядом с нашим зданием управления (ныне онкологический институт) был городской базар. Когда в стране объявили траур, то люди на базаре были охвачены всеобщим горем, плакали. А один инвалид Великой Отечественной войны (назовем его Новиковым – фамилию сейчас не помню), без ног, двигаясь по базарной площади на коляске, громко кричал: «Дураки, чего вы плачете?» — и дальше следовала нецензурная брань в адрес Сталина. Новиков был в состоянии алкогольного опьянения. Дежурному по управлению поступил сигнал об этом.
В течение одних суток Болдуев провел необходимые следственные действия по задержанию, аресту и допросу Новикова, выявил и допросил ряд свидетелей и направил дело на рассмотрение облсуда по признакам статьи 58-10 УК РСФСР. На следующий день за антисоветскую агитацию Новиков был осужден на десять лет исправительно-трудовых лагерей. Вот таким образом реагировали тогда карательные и судебные органы на смерть Сталина.

или

Journal information