Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

29 августа — "Спас нерукотворный"



Спас Нерукотворный

В народном календаре на этот день выпадает Третий Спас - Спас Нерукотворный.

Нерукотворным образом называют особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (платке) и на глиняной доске. Традиция такого изображения идет о сказании о Нерукотворном образе, который появился на полотенце, после того как Иисус, умывшись, вытер им лицо.

По преданию к Иисусу Христу явился живописец Ананий с письмом, в котором властитель города Эдессы (современная Турция) призывал его к себе. Больной проказой месопотамский царь узнал о способности Иисуса исцелять от неизлечимых болезней. Живописец попытался написать образ Христа, но не смог. Тогда Иисус отер лицо полотенцем, на котором отпечатался его лик. Один из учеников Христа отнес полотенце царю и исцелил его. 29 августа 944 года по приказу византийского императора Константина Багрянородного нерукотворный лик Спасителя был перенесен из города Эдессы в Константинополь. В 1204 году нерукотворный образ Спасителя был похищен из Константинополя во время одного из крестовых походов. По легенде его перевозили на корабле, который затонул. С тех пор древняя реликвия считается утерянной. Считается, что первые византийские и древнерусские иконы писались именно с нерукотворного образа Спасителя.


Икона на дереве Спас Нерукотворный. Копия иконы XII века.


Про три разных Спаса наши предки говорили: "Первый Спас на воде стоят, на второй - яблоки едят, на третий - полотна продают да хлеб припасают". С этого дня обыкновенно начиналась также продажа полотна и холстов.

Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. Старики загадывали детям загадки об орехах: "Нагни меня, ломи меня. Сломишь - гладко, расколешь - сладко", "Ни окон, ни дверей, посередине - архирей", "Маленький мужичок - костяная шубка".
Также про этот день говорили: "Третий Спас хлеба припас", - и пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду.

Ореховый Спас прочно связан с православным праздником, совершаемым Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Совпав с праздником нового урожая, этот день получил в народе особые названия: Ореховый Спас, Хлебный Спас, Третий Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас.

Существует поговорка: "Третий Спас - хлеба припас". После почитания Успения Пресвятой Богородицы на Руси повсеместно заканчивалась жатва. Считалось, что к этому дню весь урожай должен быть не только собран, но и смолот. Поэтому в народе Ореховый Спас называют еще и Хлебным Спасом, ведь помимо угощений из орехов и меда в этот день пекли пироги из муки нового урожая. Вот почему одно из главных блюд на Ореховый или Хлебный Спас - праздничный каравай из нового хлеба.

Третье название этого праздника — Холщёвый Спас. Это связано с тем, что к Ореховому Спасу крестьяне заканчивали ткать и белить полотна, теперь их можно было освятить в церкви и использовать для изготовления одежды или продать. С этим связана и другая традиция - Холщёвый Спас знаменит своими ярмарками.

Про Третий спас говорят -

Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
Пришел Спас - и лето от нас.
Спас - бери рукавицы в запас.

Найдено здесь: https://tunnel.ru/post-29-avgusta-kalendar-istorii


Кнопка
или



Tags: Православие, Россия, история, копипаста, традиция, христианство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments