Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Categories:

Неожиданная проблема на строительстве советских линкоров в конце 1930-х годов


Формирование корпуса линкора «Советский Союз» на стапеле судостроительного завода № 189. Ленинград, ноябрь 1939 г.


В продолжение моей серии публикаций, посвящённых русским линкорам.
Кораблестроение "гнилого самодержавия"
Строительство линейного корабля «Гангут» на Адмиралтейском судостроительном заводе
Строительство линейного корабля «Полтава» на Адмиралтейском судостроительном заводе. 1909-1914


Приняв в середине 1930-х программу строительства крупных боевых кораблей, в СССР столкнулись с многочисленными трудностями, связанными с отсутствием опыта, технологических возможностей и общим состоянием отечественного судостроения. Мало того, оказалось, что даже построенные корабли будет некуда спустить — не хватало глубокой воды.
Из книги "Линейные корабли типа "Советский Союз". Васильев А.М.

От достроечных стенок заводов построенные линкоры нужно было провести до доков, а это требовало углубления и расширения существовавших фарватеров. В ноябре 1938 г. правительству было доложено, что Ленинградский морской канал до Кронштадта требуется углубить до 11 м, а от Кронштадта до естественных глубин - до 11,5 м, для чего необходимо вынуть 11,5 млн. куб. м грунта. На юге требовалось также углубить Днепровско-Бугский канал в речной части до 10,5 м, а в морской до 11,5 м, вынув 30,3 млн. куб. м грунта.
Работы на фарватерах были начаты, но их объем оказался слишком велик.
Год спустя, в ноябре 1939 г. Н.Г. Кузнецов вновь докладывал В.М. Молотову, что «объем работ по углублению Южно-Кронштадтского фарватера и Николаевского канала сокращен до минимума и вывод кораблей от заводов возможен только в разгруженном состоянии. Вся дноуглубительная техника Черного и Азовского морей собрана в Николаеве, Севера - в Кронштадте. Невыкопанный канал будет означать срыв ввода в строй линкоров».

Сдвиг в сроках сдачи линкоров позволял отодвинуть и сроки готовности фарватеров. 22 апреля 1940 г. Н.Г. Кузнецов докладывал В.М. Молотову:
«План строительства линейного флота предусматривает вывод в июле-октябре 1942 г. от Ленинграда и Николаева строящихся ЛК типа А (проект 23). Производство работ по углублению... морканалов... правительство возложило на НК МФ (НК Морского Флота - авт.).
Главный ВС ВМФ, рассматривая 10 апреля вопрос о состоянии работ, «...установил:
1. От общего объема работ по Ленинградскому каналу в 19,673 млн. куб. м выполнено всего 1,59 млн. куб. м. Для выполнения задания необходимо ежегодно вынимать по 3,6 млн. куб. м. Существующий на Балтике землечерпательный флот НК МФ ежегодно может выбирать по 2,7 млн. куб. м.
2. В Николаеве объем работ - 52,24 млн. куб. м, а выполнено 9,289 млн. куб. м. Существующий на Азовском и Черном морях флот (не считая требующего капитального ремонта) может ежегодно вынимать лишь 8 млн. куб. м. Экономсовет при СНК решениями от сентября 1938 г. и марта 1939 г. обязал НКМФ отремонтировать существующий землечерпальный флот, а НКСП построить соответствующее количество земснарядов (4), шаланд (18), буксиров и т. п.
Эти решения не выполнены. Стоимость работ, землечерпательного флота и обстановки (фарватера - авт.) только по Николаевскому каналу приблизительно 374175 тыс. руб.
».
В октябре 1940 г. правительству было доложено, что реализация «техпроекта подходного к Николаеву глубоководного канала стоит 169 млн. руб.». Первую очередь глубиной 9,5 м от завода № 200 до естественных глубин намечалось сдать к декабрю 1943 г. вторую глубиной 10 м - от завода № 198 - к декабрю 1944 г., а третью - углубление всего канала до 10 м с разворотами - только к декабрю 1945 г. Выходило, что построенные (до этого времени) в Николаеве линкоры могли бы выводиться только серьезно разгруженными.
Осадка линкора в разгруженном состоянии (водоизмещение порожнем, с 2000 т разных грузов) составляла — носом - 8,8 м, кормой - 9,7 м. В 1941 г. уже считалось, что минимальная глубина выводного фарватера должна быть 10,5 м.
К началу войны все намеченные работы завершить не удалось, а сухие доки были практически даже не начаты. Таким образом, казавшийся сначала второстепенным вопрос о доках и фарватерах вылился к 1940 г. в сложнейшую проблему, для решения которой только на Черном море и Балтике требовалась затрата средств, приближающихся к стоимости самого линкора.

Найдено здесь: https://pogo-on-air.livejournal.com/1403543.html


Кнопка
или



Tags: СССР, история, копипаста, курьёзы, промышленность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments