После Октябрьского переворота на территории бывшей Российской империи начали в разных местах появляться "революционные органы местной власти". Когда заполыхала Гражданская война, эти области и республики стали одна за другой объявлять о своей независимости. Те, что просуществовали хотя бы полгода, старались установить границы и создать армию.
6 июля 1918 года с согласия германских войск (с которыми правительство Ленина подписало Брестский мир и отдало под их оккупацию в том числе Закавказье) отряды недавно сформированной армии Грузинской демократической республики вступили в Сочи. Находившаяся в Сочи Красная гвардия Кубанско-Черноморской республики быстро отступила в Туапсе, а вскоре ушла и оттуда. Грузии досталось все побережье нынешнего Сочи — со всеми известными нам Хостой, Мацестой, Лоо, Лазаревским и т.п. До этого грузинские войска успели занять Сухумский округ и Гагринский уезд Черноморской губернии. Вскоре Первая мировая война закончилась, Германия ее проиграла, и Грузии пришлось договариваться с победителями – Англией и Францией. Грузия огнем и мечом значительно решила расширить свои владения и начать строить Великую Грузию за счет Абхазии, Аджарии и причерноморских земель России, Британия же не возражала против грузинской агрессии. Британцы желали сделать Грузию союзницей Добровольческой армии, но это стало невозможно, ибо позиция Единой и Неделимой у добровольцев была враждебной в отношении сепаратистской Грузинской Демократической Республики и в итоге Британия заняла сторону Грузии, а не деникинцев.
По данным 1917 года, из 50 поселений Сочинского округа 36 были русскими, 13 – со смешанным населением, и только одно село было грузинским.
В начале 1919 года европейские державы уже готовы были признать Сочи грузинским. В архивах в Тбилиси есть даже дипломатическая переписка по этому поводу. Грузинские дипломаты убеждали Запад, что раз в состав Грузии вошел Сухумский округ, то должны войти и эти территории до самого Туапсе, т.е. большая часть бывшей Черноморской губерния, кроме Геленджика и Новороссийска. В 1919 году на Парижской конференции грузины решили последовать примеру сепаратистов УНР, ставших показывать делегатам карту Украины своей мечты — "от Сяна до Дону" (хотя едва условно контролировали небольшой кусочек на западной части) и показали специально привезенную карту Грузинского царства времен царицы Тамары. Англичане и французы решили с грузинами согласиться. Только США придерживалось прежней точки зрения и не признавало раздела прежней России (вообще трехцветный флаг в Вашингтоне был спущен только в 1933 году, когда наконец установились дипломатические отношения с СССР и советская страна была ими признана).
Неожиданно в Сочинском уезде начали восставать местные армяне. Они прислали обращение к генералу Деникину, жалуясь на притеснение со стороны грузинских солдат и чиновников. Деникин 24 января 1919 года отдал приказ помочь армянам, несмотря на протесты англичан. Одновременно из Сочи и окрестностей грузинские войска стали убывать на начавшуюся Армяно-грузинскую войну. Стоявшие недалеко от Сочи белые войска Вооруженных сил Юга России начали занимать оставленные грузинами населенные пункты, не встречая никакого сопротивления от местных жителей. 6 февраля белые отряды вошли в Сочи, 8 февраля — в Адлер и Гагры. Стрельбы при этом было немного: со стороны русских погибло 7 человек, со стороны грузин — 12 человек, а вот в плен, по белогвардейской сводке, сдалось около 700 грузинских солдат, 48 офицеров и генерал-майор Кониашвили.
После освобождения Сочи на переговорах, Деникин, при посредничестве англичан настаивал на удалении грузинских сепаратистов из пределов Сухумского округа, объявление округа нейтральной зоной и увода грузинских войск за реку Ингур, бывшую границу Кутаисской губернии. Но грузинская сторона отказалась это выполнить. Дабы деникинцы не очистили округ самостоятельно от грузинских сил — англичане отправили роту солдат на реку Бзыбь. В итоге белогвардейцы утратили Гагры, однако на Сочи и Туапсе грузины более не посмели покушаться, договорившись о временном перемирии.
Можно легко прийти к логическому выводу, что если бы Денинкин и белогвардейцы не отстояли Сочи, то на 100% этот город бы принадлежал отнюдь не России. А также как и Гагры и Сухум — Грузии (или уже отделившейся от нее — Абхазии). Большевистские власти бы оставили город Сочи в составе "дружбанародной солидарной рабоче-крестьянской" Грузинской ССР. И где бы тогда нынешняя Россия проводила свою знаменитую Олимпиаду — большой вопрос...
Найдено здесь: https://vk.com/forgotten_russia?w=wall-53362694_1012030
или
Journal information