
4 мая 1961 года указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», то есть с тунеядством. «Антиобщественные паразитические элементы» привлекаются к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), а в Москве, Московской обл. и Ленинграде подвергаются выселению в специально отведенные местности на 2-5 лет.
С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин "паразитический образ жизни" стал вытесняться русским термином "тунеядство" (согласно толковым словарям - жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье).
Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд.
Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, - незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона "О занятости населения", отменившего уголовную ответственность за тунеядство.
Именно по этому указу в 1964 году осудили поэта и писателя Бродского. Преследование Бродского началось с письма, опубликованного в газете «Вечерний Ленинград» под заголовком «Окололитературный трутень» руководителем народной дружины Дзержинского района Лернером. В статье было «...переврано почти всё, что относится к Бродскому. К возрасту его прибавлено три года, ему приписана дружба с людьми, осужденными законом, которых он никогда в глаза не видел или был мало знаком. Из трёх стихотворных цитат, призванных проиллюстрировать упадочничество, цинизм и бессмыслицу его стихов, две взяты не из его стихов, а из стихов поэта Бобышева (о чём Бобышев сделал заявление в Союз писателей сразу же после опубликования статьи)».
Статья была сигналом к преследованиям и, возможно, аресту Бродского. В середине февраля он и был арестован по обвинению в “тунеядстве”. (в соответствии с недавно введенный в УК статьёй). Бродский попытался опубликовать в той же газете свой ответ на статью Лернера, но его статья не была опубликована.

Между тем, 8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского».
После этого была дана команда, исходящая от 1-го секретаря Ленинградского обкома КПСС Толстикова, выслать Бродского из Ленинграда как тунеядца.
13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. К сожалению, этот арест прошел в стране практически незамеченным.
Исследователи того времени считают, что Иосиф Бродский «...оказался в точке скрещения трёх враждебных сил. Он стал жертвой идеологической политики Хрущёва, полицейского рвения ленинградских властей и реакционеров из ленинградского отделения Союза писателей, а также махинаций мелкого мошенника Якова Лернера».
В феврале-марте 1964 состоялся суд над Бродским. Решение суда было предрешено.
Зато этот закон породил целое поколение высокоинтеллектуальных и тврческих "дворников и сторожей", и даже некоторых кочегаров, которые памятуя о судьбе злостного тунеядца Бродского, создавали позднесоветский андеграунд не только на кухнях хрущевок, но и в котельных и дворницких, ставших клубами для советской молодежи, не желавшей жить в ритме парадного строя и пионерских речевок.

или

Journal information