Россия — Родина моя! (von_hoffmann) wrote,
Россия — Родина моя!
von_hoffmann

Category:

Общественный транспорт в советском Саратове (воспоминания современника)




Борис Файфель (Саратов, 1970е-1990е):

В детстве и ранней юности я не представлял, что такое общественный транспорт. До 6-го класса я ходил в школу, которая находилась от дома на расстоянии примерно c киллометр. Ходил чаще всего пешком, хотя можно было проехать и 1-2 остановки на трамвае-троллейбусе. А в 7-й класс я пошел в другую школу (знаменитую Саратовскую 13-ю). Она находилась от дома метров на 500 дальше.

Эта лепота закончилась, когда наша семья получила квартиру в Ленинском районе Саратова. Помню, как я первый раз поехал домой на "пятерке". Дело было летом, жара, а троллейбус набит так, что ребра трещат. И не продохнуть. Подумал тогда, что это следствие задержки (мол был обрыв, стояли долго, вот народ и накопился). Я не догадывался, что так ездить на учебу и работу - с работы мне предстоит... почти 30 лет.

Сейчас общественный транспорт стал другим: появилось масса маршруток, допотопные совковые автобусы превратились в комфортабельные западные (пусть не новые, но вполне себе ничего). Да и отечественные троллейбусы стали лучше... А мне захотелось вспомнить, как выглядело это "завоевание развитого социализма" в 1970-1990-е годы прошлого века.

... Раннее зимнее утро. Стою на конечной "пятерки". Я не один - еще человек 50, притоптывая, ждут троллейбуса. За спиной у нас светятся окна диспетчерской. Это довольно большое здание, внутри - комната отдыха водителей. Там кто-то пьет чай. Пара троллейбусов припаркована на стоянке рядом с диспетчерской. Что они тут делают, непонятно. А мы стоим на перекрестке и всматриваемся в даль... Не появится ли из-за поворота троллейбус? Время тянется медленно, а морозец продирает. Наконец, появляется троллейбус, подруливает к остановке, открывает двери. Ура! Торопя выходящих пассажиров, занимаем места. Водитель запирает кабину, берет какую-то засаленную тетрадь, гаечный ключ и ныряет в диспетчерскую.

Мы ждем. 5 мин. 10 мин... Вдруг из репродуктора, висящего над диспетчерской, раздается гнусный простуженный голос: "Троллейбус 2145 на маршрут не идет, пойдет троллейбус 2311". 2145 - это тот, в который мы набились. Снова выходим (некоторые ругаясь в голос). Машина 2311 стоит на стоянке. Двери закрыты. Снова ждем. Из диспетчерской появляется водитель, открывает двери. Снова набиваемся. Троллейбус выруливает на маршрут.

На первой же остановке - толпа. В троллейбусе уже тесно, но, оказывается, можно набить еще. И еще. И еще много раз. Остановок через пять становится ясно, что войти в троллейбус больше не сможет ни один человек. Водитель проезжает остановку (с очередной толпой) и останавливается метрах в ста за ней. Я притиснут к заднему стеклу и вижу мимику пассажиров, оставшихся на остановке. "Сильно матерная мимика" (В.Суворов "Аквариум"). Два-три парня припускаются бегом, надеясь успеть. Успевает один. Второй прицепляется "на колбасу". Зимой это смело.

Летом я и сам, случалось, цеплялся. Но однажды произошел неприятный случай, надолго отбивший у меня охоту ездить "на колбасе". Было так: ехал домой, троллейбусы идут набитые. Троллейбус на остановке двери не открыл. Но сразу за остановкой - светофор. И красный. Троллейбус встал. Дай-ка, думаю, прицеплюсь, проеду, пока он не высадит тех, кому сходить надо, да и зайду внутрь... Таких "умных", кроме меня, оказалось еще двое. Ну, висим "на колбасе". Троллейбус рванул, и попер! Проехал одну остановку, вторую, третью... Чувствую, руки затекают, того гляди - отцепишься и грохнешься. Но тут троллейбус остановился...

Вернемся, однако, в зиму. Едем... И вдруг раздается громкий щелчок, и мы валимся вперед. Троллейбус останавливается. Обесточка. Можно сидеть и ждать. Но работа-то ждать не будет. Люди, ругаясь, выбираются из троллейбуса. К счастью, мы уже добрались до таких мест, где кроме троллейбуса можно сесть на трамвай и автобус. Правда, там комфорта не больше, но у автобусов, по крайней мере, не бывает обесточек.

И вот я доехал (на автобусе, в который втиснулся с задней площадки). Пора выходить. Но теперь водитель не открывает заднюю дверь. Надо проверить билеты, поэтому выход - через переднюю. Толкаешься, продираешься...

И так - каждое утро.

Вечером ситуация повторяется, но в еще более форсированном варианте. Ну, это понятно: на работу людей доставить все же нужно. А как они с работы доберутся - их проблемы. Днем, кстати, давка не пропадает. Что, на первый взгляд, странно. Ведь поток пассажиров становится меньше... но и троллейбусов тоже становится меньше. Экономия! Советские люди - не баре, и не такое вытерпят.

Вот еще картинка. Дело было в 1980-е... Ехал с Волги домой в Ленинский. Вечер (часов 9), декабрь, снегопад. Стоим, ждем. Ни троллейбуса, ни автобуса... Наконец, подруливает "Икарус". Набились, поехали. Народу на каждой остановке прибывает. Но едем, и слава Богу!

И тут кто-то локтем нечаянно выдавливает узкое вертикальное стекло на задней двери. Водитель в микрофон: "Освободите автобус, он дальше не пойдет". Мы (пассажиры) рассердились и не стали выходить. Тогда водитель разворачивается, ставит автобус на обочину. Хочешь-не хочешь, народ стал расходиться. Но образовалась инициативная группа, которая решила жаловаться. Нашлись бумага, конверт, ручка. Я подошел, и порекомендовал привести в письме реальный обратный адрес, чтобы было куда ответить. Энтузиазма это не вызвало, и я продиктовал свой. А потом мы разошлись, матеря водителя.

Через три месяца я вдруг получаю письмо и СПАТП (Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие). На бланке, чин-чином... В письме написано, что в настоящее время водитель Гнеушев, находится в командировке, поэтому никаких мер принято быть не может...

В общем, лет через 10 жизни в Ленинском районе я проникся к городскому транспорту холодной ненавистью. Но что можно было сделать? Ездить на такси? Это тоже было не так просто (такси на каждом углу не стояли). Да и дорого. Поэтому я сделал единственное, что можно было сделать - просто перестал платить за проезд. В троллейбусе, автобусе, трамвае - неважно! Иногда нарывался на контролеров, платил штраф.

Когда стал зарабатывать лучше, стал ездить только на попутках. А 28 лет спустя мы перебрались на другую квартиру, которая близко расположена к работе. Теперь хожу пешком.

Но и сейчас (если нужно поехать далеко), я игнорирую муниципальный транспорт. При прочих равных предпочитаю автобусы (они в Саратове частные) или маршрутки.

В конце 1970-х мой московский товарищ рассказал мне об "идее" одного экономиста: а давайте сделаем городской транспорт вообще бесплатным и просто введем налог на транспорт. А то троллейбусники говорят: "Мы плохо работаем потому, что вы плохо платите". Тогда мне эта идея показалась очень здравой. Но потом в "Литературке" (Гайд-парке советской интеллигенции) было опубликовано две статьи. Автор одной проталкивал идею транспортного налога. А второй презрительно написал: "Да это глупость! Если гортранспорт будет получать деньги от налогов, завтра у них сломаются ВСЕ троллейбусы! Зачем работать, если деньги и так придут?" Эта статья начала менять мое совковое мировоззрение (о чем разговор отдельный).

А знаете, сколько стоил проезд в транспорте? После реформы 1961-го (когда была проведена 10-кратная деноминация), были введены единые цены. В Саратове трамвай 3 коп, троллейбус 4 коп, автобус 6 коп. До 1961-го цены билетов зависели от расстояния. Новые цены соответствовали средним. С начала 1960-х из транспорта стали исчезать кондукторы. Появились примитивные устройства: опускаешь свои копейки и отрываешь билет. Первые устройства были рассчитаны на людей сознательных: можно было оторвать билет, ничего не бросив в кассу. Естественно, продержались они не долго. И были заменены на "хитрые" устройства: опускаешь монеты, тянешь ручку вниз, падает отрезанный билетик. Устройства были ненадежными, часто ломались. Иногда "съедали" монеты, а иногда давали билеты бесплатно. К началу 1970-х созрело гениальное решение: проездные талоны. Покупаешь сразу 10 штук. Заходишь в транспорт и компостируешь талон (пробиваешь дырки спец. компостером, закрепленным на стене). Никому не приходило в голову, что это – типичная авансовая форма оплаты (я ЗАРАНЕЕ оплатил 10 поездок). В таких случаях цена поездки должна бы быть меньше...

Естественно, что работать от этих новаций транспорт лучше не стал.

Кстати, интересно сопоставить масштаб цен. В 1971-м поездка на "пятерке" в "город" (как тогда говорили), стоила 4 коп. А на такси - 1 руб. В 25 раз дороже. Сейчас на "пятерке" билет стоит 10 руб, а поездка на такси - 250 руб. В те же 25 раз дороже. Удивительно, но факт. Это я тем, кто твердит, что в совке все было дешево и доступно.


Кнопка
или



Tags: СССР, история, коммунизм, копипаста, мерзости советской жизни, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Journal