?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Т-34 – самый массовый советский танк, признанный символ Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что имя одного из создателей боевой машины – инженера-механика Василия Васильева – в советское время не упоминалось. Попав в плен к немцам, конструктор предпочёл не возвращаться на родину.

«Начало русского танкостроения»

Уроженец Киева, Василий Васильев после окончания ФЗУ поступил на Харьковский паровозостроительный завод, где прошёл путь от слесаря-сборщика до дипломированного инженера-конструктора. С середины 1930-х годов он участвовал в разработке танков в Конструкторском бюро Т2К под началом главного конструктора Афанасия Фирсова (впоследствии расстрелянного). Как вспоминал Василий Никитич, именно при Фирсове были заложены «основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики». Речь идёт об опытной модели А-20 (БТ-20), решения которой после доработки другими коллективами претворились в тот Т-34, который стал известен всему миру.

Хотя роль самого Васильева была скромной и в основном касалась дизельного двигателя В-2, ему довелось поучаствовать и в создании будущего облика танка Т-34. В рукописи «Воспоминания о танкостроителях и дизелестроителях» Васильев утверждает, что эта работа фактически стартовала за год до отстранения Фирсова.

«Очень важно то, что на протяжении всего 1935 г. Миша [Михаил Таршинов] и я, урывая свободное (относительно) время от основной работы, с благословения А.О. Фирсова и Н.А. Кучеренко, но без их непосредственного участия, набрасывали уже эскизы и наносили первые линии очертания корпуса танка Т-?*, как мы тогда говорили <…>, — писал Васильев. – Как я думаю, эта маленькая независимая группа с маленькими задачами работы дала маленький толчок в создании того, что теперь считают одним из факторов победы во Второй мировой войне» (цитируется по журналу «Отечественные архивы»).

Василий Васильев считал, что именно харьковские конструкторы «положили начало русскому танкостроению», а созданный на их наработках Т-34 стал «прототипом» для других танкостроителей по всему миру.

Репрессии 1937 года, по словам Васильева, вызвали настоящую «фобию» в КБ-190.

«Надо сказать, лично я перенёс эту фобию очень тяжело, спал и прислушивался к звукам приближения «чёрного ворона», так у нас называли в то время автомашину с небольшим, коробочной формы кузовом и с парой людей в штатской одежде, приглашающих вас в вежливой форме следовать за ними», — вспоминал инженер.

В 1941 году Васильев уже занимал в Харькове должность главного конструктора. Он работал на заводе вплоть до октября 1941 года, когда в город вошли немцы. Инженер не смог эвакуироваться в Нижний Тагил вместе с другими сотрудниками из-за тяжёлой производственной травмы.

Плен и эмиграция

По данным биографического словаря «Русские в Северной Америке», Василий Васильев «попал в плен к немцам». В лагере для остарабайтеров, несмотря на высокую квалификацию, нацисты заставили его работать полотёром. Однако положение Васильева облегчало знание немецкого языка, курсы которого в своё время организовал для сотрудников Фирсов, предчувствовавший скорую мировую войну.

Помня о репрессиях на заводе в Харькове, в 1945 году Васильев отказался репатриироваться в Советский Союз. Поначалу он жил в Бельгии. Зарабатывая на хлеб тяжёлым физическим трудом, бывший конструктор хлопотал о том, чтобы его советский диплом был признан на Западе. В 1951 году Василий Васильев перебрался в Канаду. На авиастроительном заводе Air Canada оценили рационализаторские предложения эмигранта, и он, наконец, вновь вернулся к работе инженером-конструктором. Опыт Васильева очень пригодился противникам СССР в Холодной войне.

Бывший харьковчанин работал в компаниях, производивших навигационное оборудование для самолётов ВВС США. Выйдя на пенсию в 1974 году, Василий Васильев ещё 4 года проработал инженером в Air Canada, участвуя в создании пульта управления ракеты-разведчика Drone. В 2001 году престарелый инженер передал рукопись со своими воспоминаниями российскому консулу в Канаде.

Тимур Сагдиев

Источник: https://russian7.ru/post/pochemu-konstruktor-t-34-posle-nemeckog/


Кнопка
или



Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
19 ноября/ 2 декабря 1825 года Император Александр I инсценировал собственную смерть. Почему я так уверена, что это была не смерть, а инсценировка смерти? Ответ – в Православном месяцеслове. 19.11/02.12 празднуется память Иоасафа, царевича Индийского. Иоасаф указывается и как царевич, и как…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
vitvic83
May. 25th, 2021 03:34 pm (UTC)
Like
mikhaelis2009
May. 25th, 2021 03:37 pm (UTC)
Like
dz4ngrizalosaur
May. 25th, 2021 03:44 pm (UTC)
Like
argentino13
May. 25th, 2021 03:55 pm (UTC)
Учитывая качество и свойства Т-34, немцы недаром заставили его работать полотёром. Про завод AirCanada никогда не слышал, знаю только авиакомпанию AirCanada.
grizlye
May. 25th, 2021 06:23 pm (UTC)

Ну там неточность в названии. Компания называется Canadair, подразделение Bombardier.

irida_black
May. 25th, 2021 04:01 pm (UTC)
Like
holera_ham
May. 25th, 2021 04:22 pm (UTC)
Like
ewpati
May. 25th, 2021 04:40 pm (UTC)
Правильно сделал, что не вернулся. Лучше в цирке слоником, чем на стройке с ломиком.
takoe_nebo
May. 25th, 2021 04:46 pm (UTC)
Like
takoe_nebo
May. 25th, 2021 04:46 pm (UTC)
Почему? Очевидно потому, что был разумным человеком.
notabler
May. 25th, 2021 05:15 pm (UTC)
Like
kremlin2021
May. 25th, 2021 05:17 pm (UTC)
В КБ работали не такие зашоренные
как у станков или в колхозах. Понимали, где кузькина мать! Поэтому наш просроченный так ученых не любит!
(Anonymous)
May. 25th, 2021 05:25 pm (UTC)
передал рукопись со своими воспоминаниями российскому консулу в Канаде...
И где их опубликовали?
von_hoffmann
May. 25th, 2021 08:22 pm (UTC)
Называются они «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях», на них многие ссылаются в разных статьях, но оригинального текста в сети нет. Странно.
serg07011972
May. 25th, 2021 07:20 pm (UTC)
Like
makatyn
May. 25th, 2021 08:29 pm (UTC)
Like
sredniy_otpusk
May. 25th, 2021 08:54 pm (UTC)
Like
seafarer_khv
May. 26th, 2021 12:18 am (UTC)
Like
sedov_05
May. 26th, 2021 03:46 am (UTC)
Ну еще одного автора Т-34, Дика вообще до 1944 в тюрьме держали
excabdriver158
May. 26th, 2021 02:14 pm (UTC)
Like
lx_photos
May. 26th, 2021 05:00 pm (UTC)
Всё правильно сделал.
jr0
May. 27th, 2021 10:57 am (UTC)
Ну, не в плен, а в оккупацию. А потом, возможно, трудовой лагерь. В таких лагерях и многие немцы оказывались. А начало Т-34, не русского танкостроения, в США очевидно.
antonkachinskiy
May. 27th, 2021 04:15 pm (UTC)
Не дурак был :)
glavbuhdudin
May. 31st, 2021 06:46 pm (UTC)
Like
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

von_hoffmann
Россия — Родина моя!

Latest Month

December 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com