
Сегодня ушёл из жизни Илья Сергеевич Глазунов. Ему было 87 лет. Он был одним из величайших русских художников второй половины XX — начала XXI века. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно недооценить ещё и по той причине, что он являлся не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Сергеевич Глазунов был основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
Илья Глазунов являлся академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград.
Родился Илья Сергеевич в Ленинграде, 10 июня 1930 года. Во время блокады его отец, мать и бабушка погибли. После того, как его вывезли по «дороге жизни» из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году.
Далее я покажу некоторые работы Ильи Сергеевича, характеризующие его как крупнейшего русского художника-патриота:

За ваше здоровье.

Вечная Россия

Великий эксперимент

Раскулачивание

Разгром храма в Пасхальную ночь

Рынок нашей "демократии"

На колхозном складе

Прощание
Работы Глазунова вызывали зубовный скрежет у парноменклатурной сволочи, которая органически ненавидела всё русское. Илья Сергеевич вспоминал - как неоднократно без объяснения причин с выставок снимали картину "За ваше здоровье!". Это одна из значительнейших картин Глазунова, запечатлевшая образ русского крестьянина-"колхозника" советского времени, который уцелел в коллективизацию и на своих плечах вынес самую кровавую войну XX века, закончившуюся разгромом Германии. На его поношенной телогрейке орден Славы, напоминающий Георгиевский крест. Не за взятие ли Берлина? А за ним – вся история СССР в плакатах тех лет, которыми тогда обклеивали стены сельских клубов: освоение космоса, помощь братскому Вьетнаму, долг трудовых подвигов во имя построения коммунизма и главное (из-за чего картина не раз снималась с выставок) – в лучах солнца советский паспорт, хотя у колхозников не было паспортов, как и за свой труд они получали не денежное вознаграждение, а палочки-трудодни.
С удивительным мастерством написано его доброе, обветренное, загорелое лицо с серыми живыми глазами, смотрящими из-под помятого козырька выгоревшей кепки. Улыбка прячется в седые усы и короткую стриженую бороду. Он словно поздравляет зрителя с праздником, поднимая граненый стакан. Под стать лицу написана и рука крестьянина, сжимающая стакан, словно фронтовые сто грамм: «За Ваше здоровье!». Это гимн простому русскому труженику – опоре Государства Российского.
И вот эта картина вошла в число трёх, которые были объявлены "антисоветчиной". Как вспоминал Илья Сергеевич, "В выставочном зале даже раздался звонок от министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова, который сказал, что: «Для таких как вы существуют исправительные лагеря и другие меры. Подумайте, ведь у вас есть дети!» Разумеется, я не выполнил волю начальства. Несколько дней я прожил в полной изоляции у себя дома. Даже телефон не звонил. В ЦК КПСС решали судьбу Ильи Глазунова. Наконец, чей-то властный голос сказал: «Хватит плодить диссидентов, пошлите Глазунова в Сибирь, на БАМ. Пусть отразит трудовые будни и людей, строящих Байкало-Амурскую магистраль»."
Из многочисленных надписей, сделанных в книге отзывов картинной галереи народного художника Ильи Глазунова по адресу Москва Волхонка 13 на разных языках, характерно лаконично выраженное мнение посетителя из США: «Спасибо русскому гению, который помог нам понять сокровенную душу России и ее историю».
Действительно, великий русский художник Илья Глазунов, выражая самосознание нашего народа в своем творчестве, всегда узнаваем, всегда разный и современный, обращается ли он к образам древне-русской истории или к пронзительным дням XXI века.
Journal information